«Строительство гражданского общества предполагает опору государства на широкую общественную поддержку, консолидацию общества. В соответствии с Декларацией толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям»[211, с.255-261]. В работах современных исследователей наблюдается заметный уклон в сторону рассмотрения этнической толерантности в контексте задач воспитания национального самосознания. Вместе с тем остро ощущается недостаточная исследованность структуры толерантности, ее роли в семейном воспитании, приемов и способов формирования толерантного поведения подростка в условиях семьи. В истории человечества интолерантность часто доминировала. Сегодняшнее усовершенствование технологии насилия делает ее еще более разрушительной и опасной. «Средства кровопролития, убийства, уничтожения не идут ни в какое сравнение с ремесленной продукцией прошлого. Это относится как к государствам, так и, при сохранении пропорций, к индивидам, что демонстрирует терроризм»[242]. Толерантность в этих условиях представляется как единственный путь, ведущий к самосохранению и дальнейшему культурному развитию человечества, состоящего из людей «с противоположными убеждениями нравственными, политическими или религиозными, которые понимают, что альтернативы их совместному проживанию нет»[204]. Как антипод фанатизма с его яростным неприятием любого отличия и стремлением к единообразию любой ценой толерантность видится ее защитникам истинной ценностью. Так, А.Морван, основывая толерантность на милосердии |
86 тельной, стремление к самосохранению и прогрессу роданад агрессивностью. И в этой связи более, чем уместно, говорить о заслуге философов, религиозных деятелей и всех тех, для кого “ослепление'1 не стало причиной отказа от борьбы за человечность человечества. В X X веке было принято много деклараций, хартий, законов, в которых наш ли воплощ ение идеи свободы личности ( “Всеобщая декларация прав человека”( 1948 ), “Д екларация о религиозной свободе" ( 1965 ) и др.). О днако становится все более очевидным, что эти документы несут в себе столько же противоречий, сколько свобод и что “простое накопление прав не может заменить философию толерантности” ( 177, 10 ). Исследователи проблемы толерантности, которы е считаю т необходимым создание подобной философии, видят опасность для дальнейш его развития цивилизации в той уверенности, с какой чувствует себя интолерантность во всех областях социальной жизни. М ожно сказать, что в основном покинув сферу законодательных актов, она сохранила свои позиции как психологическое явление. И , напротив, толерантность, утвердившаяся в официальных документах, все еще далека от того, чтобы стать общ епринятым принципом межличностных отнош ений. “М ир колеблется между равнодуш ием и нетерпим остью ”( 60, 38 ). В истории человечества интолерантность часто дом инировала. Сегодняш нее усоверш енствование технологии насилия делает ее еще более разруш ительной и опасной. “Средства кровопролития, убийства, уничтожения не идут ни в к а кое сравнение с ремесленной продукцией прош лого. Э то относится как к государствам, так и, при сохранении пропорций, к индивидам, что демонстрирует терроризм" ( 170, 276 ). Толерантность в этих условиях представляется как единственный путь, ведущий к самосохранению и дальнейш ему культурному развитию человечества, состоящ его из людей “с противополож ны ми убежденияминравственными, политическими или религиозны ми,которы е понимают, что альтернативы их совместному проживанию нет'’( 102, 9 ). К ак антипод фанатизма с его яростным неприятием лю бого отличия и стремлением к единообразию лю бой ценой толерантность видится ее защ итникам истинной ценностью. Так, А .М орван, основывая толерантность на милосердии и уважении человеческой личности, усматривает в ней “одновременно |