Проверяемый текст
Валитова, Радмира Рустемовна; Толерантность как этическая проблема (Диссертация 1997)
[стр. 30]

толерантность значит убеждать себя и «другого» в необходимости преодоления интолерантности, преодолевать ее путем глубокого самоанализа и воздержания от любых проявлений интолерантности.
Значимость идеи непротивления злу насилием состоит в том, что на ее основе мы можем предварительно сформулировать основной нравственный принцип поведения толерантной личности: отрицание насилия как способа * разрешения противоречий, способа достижения целей и преодоление интолерантности внутри себя как залог благожелательного отношения к себе со стороны «других».
До настоящего момента мы рассматривали толерантность в качестве определенного нравственного принципа, нравственно-психологической основы ненасилия.
Поскольку в нашем исследовании мы руководствуемся личностно ориентированным подходом, на данном этапе необходимо щ сосредоточиться на толерантности как на личностной характеристике индивида.
В этом аспекте толерантность можно определить как некую моральную добродетель.
Мы согласны с определением толерантности в этом аспекте, которое дает Р.Р.Валитова, рассматривающая ее как «моральную добродетель личности, характеризующую ее отношение к «другому» как к свободной, равнодостойной личности, которое состоит в добровольном и сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного его определенными свойствами как внешними (расовые, национальные особенности), так и внутренними (исповедуемая религия, чтимые традиции, нравственные * предпочтения), настроенности на диалог и понимание «другого», отказе от привилегии первого лица, признании и уважении его права на отличие» [35, с.
116].
Вполне очевидно, что интерес к толерантности вспыхнул с новой силой во второй половине прошлого столетия.
Человечество осознало, что взаимопонимание и мир не являются естественным следствием прогресса в * различных сферах человеческой деятельности.
Разнообразные формы насилия
30
[стр. 85]

85 Прежде всего выделим три основных вопроса, вокруг которы х ведутся дебаты.
Первый из них: почему именно “толерантность”? Зачем она нужна человечеству? К аковы причины ее сегодняш ней актуальности? Здесь авторы касаются проблем насилия, фанатизма, дискриминации и в целом права личности на свободу и уважение.
Второй вопрос: что есть толерантность? Тут речь идет об определении понятия “толерантность”, его соотнош ение с понятиями “автономия личности” , “индифферентность”, “релятивизм”, “истина” .
Третий вопросвопрос о ее границах, о тех пределах, вне которы х она превращ ается в свою противополож ность и становится опасной.
Рассмотрим последовательно каждую группу вопросов, насколько это позволяю т рамки диссертационной работы , чтобы представить современное видение проблемы толерантности западно-европейскими специалистами в области общественных наук.
Т от факт, что интерес к толерантности вспыхнул с новой силой во второй половине нашего столетия, не вызы вает удивления.
Человечество осознало, что взаимопонимание и мир не являются естественным следствием прогресса в различных сферах человеческой деятельности.
Разнообразны е формы насилия
и интолерантности стали характерными чертами X X века и присутствуют в больш инстве обществ.
Д ве мировые войны, из которы х последняя закончилась репетицией возмож ного ядерного апокалипсиса, геноцид, расизм, национализм, неоколониальные войны, военные и полицейские режимы, концетрационные лагеря, депортация, терроризм, почти научный “прогресс” пытоксписок утомительный и неполный.
Он дискредитирует совокупный итог социального развития обществ X X столетия, которы е ориентировали себя на дем ократию, прогресс, изобилие и т.д.
Почти привычное присутствие насилия может обескуражить, поставить под сомнение нужность и плодотворность многовековой гуманистической традиции, провозглаш авш ей главными добродетелями межличностных отнош ений лю бовь, милосердие, уважение, толерантность.
Обилие кровавы х сцен в исторической драме человечества может подвести к скептическому выводу о том, что , в основном, “мысль плелась в хвосте ослепляющ его ее насилия” ( 170, 274 ).
Н о “действие” продолж ается, и этолучш ее доказательство тому, что созидательная тенденция превалирует над разруш и

[стр.,123]

123торое состоит в добровольном и сознательном подавлении чувства неприятия* вызванного его определенными свойствами как внеш ними ( расовые, национальные особенности и т.д.
), так и внутренними ( исповедуемая религия, чтимые традиции, нравственные предпочтения
и т.д.
), настроенности на диалог и понимание “другого”, отказе от привилегии первого лица, признании и уважении его права на отличие.
А нализируя такое сложное явление как толерантность, приходится отказаться от попытки сформулировать универсальное ее определение.
Так, например, данное определение долж но бы ть существенно изменено, если рассм атривать межгрупповую толерантность или толерантность как черту государственной политики.
Особенности проявления толерантности в различных сферах социальных отнош ений политической, национальной, социальной, религиозной и т.д.
долж ны стать предметом исследования теории толерантности в ее праксиологическом аспекте.
Важной частью исследования “технологии” толерантности является выяснение границ ее практического приложения.
Всякое ли проявление свободы достойно уважения? Является ли на самом деле лю бая идея и действие, образ жизни, ею вдохновляемые, объектами толерантности? М ожем ли мы утверждать, что толерантность есть абсолютная добродетель, применимая везде и всегда? Н аш е определение толерантности вы глядит неполным и уязвимо для критики, если исклю чить из внимания вопрос о ее пределах.
3.
Практическая реализация принципа толерантности и проблема определения ее границ.
Как не выстраивай теорию толерантности, как ее не структурируй, едва заходит речь о ее границах создается впечатление, что наш а конструкция не отличается долж ной монолитностью и покоится на зыбкой почве.
О днако ей грозит разруш ение, если вовсе упустить из виду эту проблему.
Толерантность предстанет тогда чем-то вроде индульгенции произволу и насилию.
“М ожно и к добродетели прилепиться так, что она станет порочной: для этого стоит

[Back]