Проверяемый текст
Валитова, Радмира Рустемовна; Толерантность как этическая проблема (Диссертация 1997)
[стр. 45]

В качестве третьего наблюдения нам хотелось бы указать на то, что в современной научной литературе, посвященной проблеме толерантности, в целом, сложилось определение этого понятия.
Оно выглядит следующим образом: толерантность это сознательное допущение субъектом чего-либо, что им не одобряется; это добровольное воздержание от учинения препятствий осуждаемому
«другому» при условии, что у субъекта есть возможность оказать ему сопротивление, есть власть помешать свободному самовыражению «другого».
Если толерантность трактуется как исключительно политическая ценность, то субъектом выступает государство, и толерантность расшифровывается как
«более или менее формальное признание верований, систем идей, стилей жизни, противоречащих доминирующим менталитету и идеологии и расцениваемых как угроза» [251, с.
10].
Ценность толерантности при таком ее понимании утилитарна это поддержание социальной стабильности.
Те же авторы, которые видят в толерантности моральную добродетель, подчеркивают нравственный характер мотивов, которые движут человеком, сдерживающим свое недовольство, свое желание воспрепятствовать, видоизменить и даже уничтожить то, что, по его мнению, ложно, аморально и т.п.
Речь идет прежде всего об уважении достоинства
«другого», его свободы.
Г.Марсель писал о толерантности:
«в ней есть признание не только факта, но и права, и это признание становится актом гарантии» [239, с.270].
Итак, анализируя вышеизложенный материал, мы выделили основные принципы толерантности: -принцип творчества, заключающийся в умении жить в бесконечном многообразии культурных практик; -принцип признания за другими свободного права самовыражения; -принцип признания этнокультурных особенностей и социальных ценностей; -принцип утверждения достоинства человека.
[стр. 101]

-101 В качестве третьего наблюдения нам хотелось бы указать на то, что в современной научной литературе, посвящ енной проблеме толерантности, в целом, сложилось определение этого понятия.
О но выглядит следующим образом: толерантность это сознательное допущ ение субъектом чего-либо, что им не одобряется; это добровольное воздержание от учинения препятствий осуждаемому
“другому” при условии, что у субъекта есть возмож ность оказать ему сопротивление, есть власть помеш ать свободному самовыражению “другого”.
Если толерантность трактуется как исклю чительно политическая ценность, то субъектом выступает государство, и толерантность расш ифровывается как
“более или менее формальное признание верований, систем идей, стилей ж изни, противоречащ их доминирую щ им менталитету и идеологии и расцениваемых как угроза” ( 196, 10 ).
Ценность толерантности при таком ее понимании утилитарна это поддержание социальной стабильности.
Те же авторы, которые видят в толерантности моральную добродетель, подчеркиваю т нравственный характер мотивов, которы е движ ут человеком, сдерживающ им свое недовольство, свое желание воспрепятствовать, видоизменить и даж е уничтожить то, что, по его мнению, лож но, аморально и т.п.
Речь идет прежде всего об уважении достоинства
“другого” , его свободы.
Г.М арсель писал о толерантности:
“в ней есть признание не только факта, но и права, и это признание становится актом гарантии” ( 163, 270 ).
И последнее замечание.
Д а, в XX веке, особенно во второй его половине, проблеме толерантности было посвящено немало работ.
О днако с уверенностью можно сказать, что комплексного изучения она не получила.
И сследовательский интерес был сосредоточен в основном на практическом применении принципа толерантности в реальных социально-политических условиях.
Г оворилось о необходимости его противопоставления “империализму интолерантности” ( 143 ), о его гармонизирую щ ей роли в общ ественной жизни, о границах его применения.
Что касается теоретического осмысления проблемы, много внимания было уделено отнош ению понятия “толерантность” к таким понятиям как “индифферентность”, “релятивизм” , “лю бовь к ближнему” .
В связи с проблемой толерантности поднимался вопрос об истине, о свободе.
И все же сам фе

[Back]