В качестве третьего наблюдения нам хотелось бы указать на то, что в современной научной литературе, посвященной проблеме толерантности, в целом, сложилось определение этого понятия. Оно выглядит следующим образом: толерантность это сознательное допущение субъектом чего-либо, что им не одобряется; это добровольное воздержание от учинения препятствий осуждаемому «другому» при условии, что у субъекта есть возможность оказать ему сопротивление, есть власть помешать свободному самовыражению «другого». Если толерантность трактуется как исключительно политическая ценность, то субъектом выступает государство, и толерантность расшифровывается как «более или менее формальное признание верований, систем идей, стилей жизни, противоречащих доминирующим менталитету и идеологии и расцениваемых как угроза» [251, с. 10]. Ценность толерантности при таком ее понимании утилитарна это поддержание социальной стабильности. Те же авторы, которые видят в толерантности моральную добродетель, подчеркивают нравственный характер мотивов, которые движут человеком, сдерживающим свое недовольство, свое желание воспрепятствовать, видоизменить и даже уничтожить то, что, по его мнению, ложно, аморально и т.п. Речь идет прежде всего об уважении достоинства «другого», его свободы. Г.Марсель писал о толерантности: «в ней есть признание не только факта, но и права, и это признание становится актом гарантии» [239, с.270]. Итак, анализируя вышеизложенный материал, мы выделили основные принципы толерантности: -принцип творчества, заключающийся в умении жить в бесконечном многообразии культурных практик; -принцип признания за другими свободного права самовыражения; -принцип признания этнокультурных особенностей и социальных ценностей; -принцип утверждения достоинства человека. |
-101 В качестве третьего наблюдения нам хотелось бы указать на то, что в современной научной литературе, посвящ енной проблеме толерантности, в целом, сложилось определение этого понятия. О но выглядит следующим образом: толерантность это сознательное допущ ение субъектом чего-либо, что им не одобряется; это добровольное воздержание от учинения препятствий осуждаемому “другому” при условии, что у субъекта есть возмож ность оказать ему сопротивление, есть власть помеш ать свободному самовыражению “другого”. Если толерантность трактуется как исклю чительно политическая ценность, то субъектом выступает государство, и толерантность расш ифровывается как “более или менее формальное признание верований, систем идей, стилей ж изни, противоречащ их доминирую щ им менталитету и идеологии и расцениваемых как угроза” ( 196, 10 ). Ценность толерантности при таком ее понимании утилитарна это поддержание социальной стабильности. Те же авторы, которые видят в толерантности моральную добродетель, подчеркиваю т нравственный характер мотивов, которы е движ ут человеком, сдерживающ им свое недовольство, свое желание воспрепятствовать, видоизменить и даж е уничтожить то, что, по его мнению, лож но, аморально и т.п. Речь идет прежде всего об уважении достоинства “другого” , его свободы. Г.М арсель писал о толерантности: “в ней есть признание не только факта, но и права, и это признание становится актом гарантии” ( 163, 270 ). И последнее замечание. Д а, в XX веке, особенно во второй его половине, проблеме толерантности было посвящено немало работ. О днако с уверенностью можно сказать, что комплексного изучения она не получила. И сследовательский интерес был сосредоточен в основном на практическом применении принципа толерантности в реальных социально-политических условиях. Г оворилось о необходимости его противопоставления “империализму интолерантности” ( 143 ), о его гармонизирую щ ей роли в общ ественной жизни, о границах его применения. Что касается теоретического осмысления проблемы, много внимания было уделено отнош ению понятия “толерантность” к таким понятиям как “индифферентность”, “релятивизм” , “лю бовь к ближнему” . В связи с проблемой толерантности поднимался вопрос об истине, о свободе. И все же сам фе |