обучения и его основных методов, остановимся на характеристике некоторых аспектов деятельностно-развивающего метода, обязательных при организации учебно-воспитательной деятельности в «педагогике толерантности». Мы считаем, что и педагогам, и родителям необходимо постоянно создавать условия для вовлечения подростков в процесс принятия решений в реальных жизненных ситуациях. Основная задача семьи и школы — это * развитие ребёнка, и в первую очередь, целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию. По удачному выражению знаменитого американского психолога А.Маслоу, «образование в демократическом обществе не может быть ничем другим, как помощью каждой личности в том, чтобы она полностью реализовала в себе человеческие качества» [223, с.20]. Таким образом, у подростка как субъекта учебной и воспитательной деятельности на базе обыденного мышления и интеллектуальных способностей формируются теоретическое мышление и творческие способности. М.Уолцер, раскрывая роль образования в воспитании толерантности, отмечает, что «все режимы должны осуществлять обучение собственным ценностям и достоинствам. Это обучение конкурирует с тем, чему учат подростка дома родители. Но такая конкуренция способна послужить полезным уроком взаимной терпимости. Государственные учителя должны толерантно относиться, например, к религиозному воспитанию в семье, а школа должна обучать основам гражданственности, политической истории, * естествознанию и другим светским дисциплинам» [206]. Однако определяя Россию как многонациональную империю, он указывает, что «многонациональные империи предъявляют наименьшее требование к воспитанию толерантности своих граждан» [206]. Возможно, мнение автора является таковым, потому что он не видит, каким ценностям должны обучать подобные государства. Рассуждая о США, он отмечает, что «детей учат тому, • что каждый из них гражданин плюралистического и толерантного 76 |
Ведущей леятельностъю для подростков (Д.Б.Эльконин) является деятельность общения. Одним из способов реализации деятельностного подхода является система развивающего обучения, Имея в виду поистине колоссальный объем литературы, накопившейся в отечественной науке, а также множество различных подходов к сути самого развиваю щ его обучения и его основных методов, остановимся на характеристике некоторых аспектов деятельностно-развивающ его метода, обязательных при организации учебновоспитательной деятельности в «педагогике толерантности», Уроки гуманитарного цикла должны быть организованы так, чтобы создать реальные условия для развития способностей каждого ш кольника к принятию разумных решений; формировать умения, необходимые для эффективного участия подростка в жизни общества, для которого характерно культурное многообразие. Изучая материал, ученики должны обладать теоретическим знанием, абстрактными понятиями и обобщ ениями, обладающими большой объяснительной силой и предсказательными возможностями. Ученикам важно использовать научный метод для получения знаний и овладеть этапами: определение проблемы; формирование гипотезы; нахождение и оценивание источников информации; построение аргументации; анализ, интерпретация и переработка того, что было обнаружено; формулирование вывода. С другой стороны, на уроках, внеклассных занятиях учителю необходимо постоянно создавать условия для вовлечения учащ ихся в процесс принятия решений в реальных жизненных ситуациях. Основная задача школы это развитие школьника, и в первую очередь, целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейш ему развитию, По удачному выражению знаменитого американского психолога А.М аслоу, «образование в демократическом обществе не может быть ничем другим, как помощью каждой личности в том, чтобы она полностью реализовала в себе человеческие качества» (200, с.20). 46 Таким образом, развивающ им можно назвать такое обучение, в котором у учащегося, субъекта учебной деятельности, на базе обыденного мыш ления и интеллектуальных способностей формируются теоретическое мыш ление и творческие способности. М .Уолцер, раскрывая роль образования в воспитании толерантности, отмечает, что все режимы должны осущ ествлять обучение собственным ценностям и достоинствам. Это обучение конкурирует с тем, чему учат подростка дом а родители. По такая конкуренция способна послужить полезным уроком взаимной терпимости. Государственные учителя должны толерантно относиться, например, к религиозному воспитанию в семье, а ш кола должна обучать основам гражданственности, политической истории, естествознанию и другим светским дисциплинам. О днако, определяя Россию как многонациональную империю , он указывает, что многонациональные империи предъявляют наименьш ее требование к воспитанию толерантности своих граждан. Возможно, мнение автора является таковым, потому что он не видит, каким ценностям должны обучать подобные государства. Рассуждая о СШ А, он отмечает, что детей учат тому, что каждый из них гражданин плю ралистечес кого и толерантного государства, в котором объектом толерантности является индивидуальный выбор каждого в плане отождествления себя с определенной культурой. А мериканские ш колы учат детей всех этнических групп быть либеральными, а значит быть американцами, французы учат детей быть республиканцами, т.е. французами. М .Уолцер также подвергает сомнению способность политической истории, состоящ ей в основном из завоеваний, зародить в душ ах покоренных народов чувство лояльности. Поэтому он не считает необходимым вклю чать изучение политической истории в образовательные программы многонациональных империй. Одним из средств воспитания толерантности, толерантного поведения является введение единого учебного плана по основам гражданственности, который обеспечивает преподавание демократических 47 |