государства, в котором объектом толерантности является индивидуальный выбор каждого в плане отождествления себя с определенной культурой. Американские школы учат детей всех этнических групп быть либеральными, а значит быть американцами, французы учат детей быть республиканцами, т.е. французами» [206]. М.Уолцер также подвергает сомнению способность политической » истории, состоящей в основном из завоеваний, зародить в душах покоренных народов чувство лояльности. Поэтому он не считает необходимым включать изучение политической истории в образовательные программы многонациональных империй. Одним из средств воспитания толерантности, толерантного поведения является введение единого учебного плана по основам гражданственности, который обеспечивает преподавание демократических ценностей, плюрализма и толерантности и является обязательным предметом „ для всевозможных полиэтнических школ. Это позволит школьникам, преподавателям заговорить не на национально-религиозно-этиическом, а политическом языке или языке морали. Средовый подход представляет собой способ организации среды и оптимизации ее влияния на личность подростка и в этом смысле является условием реализации и важным дополнением существующему инструментарию воспитательной системы. В научном плане он представляет собой теорию и технологию опосредованного управления «через среду» процессами формирования и развития личности [126, с.211]. С функциональной точки зрения среда определяется как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и осредняет личность. Таким образом, богатая среда обогащает, бедная обедняет, свободная освобождает, здоровая оздоравливает, ограниченная ограничивает. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. К ближней среде И.П.Подласый относит семью, родственников, друзей [157]. Поэтому важным условием при формировании толерантного 77 |
Таким образом, развивающ им можно назвать такое обучение, в котором у учащегося, субъекта учебной деятельности, на базе обыденного мыш ления и интеллектуальных способностей формируются теоретическое мыш ление и творческие способности. М .Уолцер, раскрывая роль образования в воспитании толерантности, отмечает, что все режимы должны осущ ествлять обучение собственным ценностям и достоинствам. Это обучение конкурирует с тем, чему учат подростка дом а родители. По такая конкуренция способна послужить полезным уроком взаимной терпимости. Государственные учителя должны толерантно относиться, например, к религиозному воспитанию в семье, а ш кола должна обучать основам гражданственности, политической истории, естествознанию и другим светским дисциплинам. О днако, определяя Россию как многонациональную империю , он указывает, что многонациональные империи предъявляют наименьш ее требование к воспитанию толерантности своих граждан. Возможно, мнение автора является таковым, потому что он не видит, каким ценностям должны обучать подобные государства. Рассуждая о СШ А, он отмечает, что детей учат тому, что каждый из них гражданин плю ралистечес кого и толерантного государства, в котором объектом толерантности является индивидуальный выбор каждого в плане отождествления себя с определенной культурой. А мериканские ш колы учат детей всех этнических групп быть либеральными, а значит быть американцами, французы учат детей быть республиканцами, т.е. французами. М .Уолцер также подвергает сомнению способность политической истории, состоящ ей в основном из завоеваний, зародить в душ ах покоренных народов чувство лояльности. Поэтому он не считает необходимым вклю чать изучение политической истории в образовательные программы многонациональных империй. Одним из средств воспитания толерантности, толерантного поведения является введение единого учебного плана по основам гражданственности, который обеспечивает преподавание демократических 47 ценностей, плюрализма и толерантности и является обязательным предметом для всевозможных полиэтнических ш кол. Это позволит ш кольникам, преподавателям заговорить не на национально-религиозно-этническом, а политическом языке или языке морали. Для формирования толерантного поведения необходимо создание условий, не разруш аю щ их природную цельность подростка, а приращ иваю щ их новые качественные образования в совокупности, взаимосвязях факторов, взаимодействующих на него. Создание среды, в которой личность развивается целостно (Л.Н.'Толстой, К.Д.Уш инский, С.Т.Ш ацкий), культурно-творческой (В.С.Библер, Б.Т.Лихачев), национально-культурно-ориентированной (И.Я.Яковлев К.Д.Ушинский, Г.Н .Волков) выполняет эту задачу. Средовыи подход представляет собой способ организации средьт и оптимизации ее влияния на личность подростка и в этом смысле является условием реализации и важным дополнением сущ ествую щ ему инструментарию воспитательной системы. В научном плане он представляет собой теорию и технологию опосредованного управления «через среду» процессами формирования и развития личности (125, с.211). С функциональной точки зрения среда определяется как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и осредняет личность. Таким образом, богатая среда обогащ ает, бедная обедняет, свободная освобождает, здоровая оздоравливает, ограниченная ограничивает. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. К ближней среде И.П.Подласый относит семью, родственников, друзей. На наш взгляд, к ближней среде следует отнести такж е ш кольное образовательное пространство, так как подросток длительное время находится в стенах учебного заведения, общ ается с учителями, сверстниками. Поэтому важным условием при формировании толерантного поведения, с одной стороны, является изучение среды ребенка, ее значения для него, отнош ения к отдельным сторонам этой среды. С другой стороны, средовыи подход должен 48 |