Проверяемый текст
Боровикова, Тамара Васильевна; Педагогические основы формирования экономической культуры школьников (Диссертация 2000)
[стр. 14]

преемственности поколений на основе передачи знаний, опыта, элементов культуры подрастающим поколениям и подготовка их к жизнедеятельности в определенных социально-экономических условиях.
Исходя из этих особенностей педагогических систем, все исследователи единодушны в том, что необходимыми компонентами
системы являются две специфические группы людей: педагоги (воспитатели в широком смысле слова) и учащиеся (воспитанники), а процесс функционирования системы основан на взаимодействии, взаимовлиянии воспитателей и воспитуемых.
Процесс их взаимодействия предполагает наличие третьего компонента педагогической системы, не
расположенного в одном ряду с основным, а вспомогательного, служебного, определяющего характер взаимодействия это средства обучения и воспитания.
Причем имеются в виду средства в широком понимании, включающие формы организации, методы, приемы педагогического воздействия и формы активности, характер самостоятельной деятельности воспитуемых.
В таком широком понимании средства обучения и воспитания, по справедливому определению
10.11.Сокольникова, представляют собой воплощение человеческой культуры в ее разнообразных формах и проявлениях, и эта культура «аккумулирована» в воспитателях в концентрированной и педагогически отработанной форме [110, С.
19].
В своем исследовании мы придерживаемся той логики,
что формирование личности совершается под действием двух взаимосвязанных процессов: жизнедеятельности индивидов, т.е.
влияния всего комплекса факторов социальной среды, и воспитания, т.е.
целенаправленной организации жизнедеятельности воспитуемых.
Такой подход представляется продуктивным
для понимания соотношения между воспитанием, формированием и развитием личности.
Развитие личности представляет собой непрерывный процесс изменений, происходящих в ней.
Это результат воспитательного воздействия и формирующего влияния среды и жизнедеятельности самой личности.
Если мы рассматриваем экономическую культуру как
явление, как определенное личностное образование, то с позиций системного подхода необходимо рассмотреть ее как структурный компонент общей культуры личности, представ14
[стр. 93]

приобретает, будучи включенным в определенную общественную систему [94, 109,121,275].
Эта общая характеристика социальных систем относится и к педагогическим системам, в том числе к воспитательным, которые являются органическими частями процесса образования как общественной системы.
Специфика воспитательных систем определяется их назначением — обеспечением преемственности поколений на основе передачи знаний, опыта, элементов культуры подрастающим поколениям и подготовка их к жизнедеятельности в определенных социально-экономических условиях.
Исходя из этих особенностей педагогических систем, все исследователи единодушны в том, что необходимыми компонентами
такой системы являются две специфические группы людей: педагоги (воспитатели в широком смысле слова) и учащиеся (воспитанники), а процесс функционирования системы основан на взаимодействии, взаимовлиянии воспитателей и воспитуемых.
Процесс их взаимодействия предполагает наличие третьего компонента педагогической системы, не
рядоположного с основным, а вспомогательного, служебного, определяющего характер взаимодействия — это средства обучения и воспитания.
Причем имеются в виду средства в широком понимании, включающие формы организации, методы, приемы педагогического воздействия и формы активности, характер самостоятельной деятельности воспитуемых.
В таком широком понимании средства обучения и воспитания, по справедливому определению
Ю.П.Сокольникова, представляют собой воплощение человеческой культуры в ее разнообразных формах и проявлениях, и эта культура «аккумулирована» в воспитателях в концентрированной и педагогически отработанной форме [275, 19].
В своем исследовании мы придерживаемся той логики,
по которой совершается формирование личности под действием двух взаимосвязанных процессов: жизнедеятельности индивидов, т.е.
влияния всего комплекса факторов социальной среды, и воспитания, т.е.
целенаправленной организации жизнедеятельности воспитуемых.
Такой подход представляется продуктивным
-93

[стр.,94]

для понимания соотношения между воспитанием, формированием и развитием личности.
Развитие личности представляется собой непрерывный процесс изменений, происходящих в ней.
Это результат воспитательного воздействия и формирующего влияния среды и жизнедеятельности самой личности.
Если мы рассматриваем экономическую культуру как
сущность, как определенное личностное образование, то с позиций системного подхода необходимо рассмотреть ее как структурный компонент общей культуры личности, представляющей собой по отношению к экономической культуре метасистему, взаимосвязанную, взаимообусловленную, в свою очередь, системой культуры общества.
Культура общества и личности представляют собой разновидности социальных систем, как и педагогические, но их состав и характер соотношений между компонентами и уровнями отличается от специфики педагогических систем.
Деятельностный подход к исследованию феномена культуры личности приводит ряд исследователей (М.С.Каган, Л.А.Зеленов) [101, 85] к структурированию культуры личности на основе видов деятельности, в которых формируются и проявляются данные компоненты культуры личности.
Анализ данного подхода дан нами в п.1, главы I.
Содержание культуры личности многоаспектно и потому включает целый ряд структурных компонентов: умственная, нравственная, эстетическая, коммуникативная, трудовая, экологическая, экономическая и др.
Предметом нашего исследования является экономическая культура, условия ее формирования у школьников в учебно-воспитательном процессе.
Для определения содержания понятия “экономическая культура” нами проведен анализ литературы, который показывает, что имеются различные теоретические концепции сущности культуры, перспективы ее развития, влияние на духовный облик человека.
Будем исходить из того, что культура имманентна всем видам и формам материальной и духовной деятельности, а исследование экономической культуры является шагом к целостному пониманию феномена культуры.
-94

[Back]