толкования экономики на развитие теории экономической культуры. Преимущественное внимание технократического подхода обращено на технологические отношения, натурально-вещественные показатели и технические характеристики производства. Экономика рассматривается как машина, где люди винтики, предприятия детали, отрасли узлы [140, С. 16]. В действительности, картина выглядит намного сложнее, ибо главный агент экономики человек, тем более, что, в конечном счете, целью общественно-экономического развития является формирование человека как свободной, творческой личности. Современное общество, ориентируясь на управление экономикой как машиной через различного рода нормы расходов, технико-экономические показатели, коэффициенты, уровни, отказывается, таким образом, от интереса к знаниям о личностных механизмах хозяйственных мотиваций. Оно не было ориентировано на исследование духовности, творчества, как основы экономической активности и предприимчивости человека. Человек же отнюдь не винтик, а целостная система, в которой пересекаются все типы отношений: экономические, политические, духовно-нравственные, идеологические, правовые и другие. Упрощенный подход к пониманию сути и содержания экономики, безусловно, не может являться конструктивным в плане исследования экономической культуры. Анализ имеющихся представлений о сущности экономической культуры и закономерностях ее развития выполняет еще одну важную задачу он позволяет выделить методологические основания для изучения этого феномена аксиологическое, онтологическое, гносеологическое, а также два основных подхода: социально-психологический и педагогический. Аксиологическое понимание феномена экономической культуры раскрывается при ее рассмотрении в качестве ценностной установки бытия, как отдельной личности, так и всего общества, которое не в состоянии развиваться дальше без определенного уровня экономической культуры. Онтологическое понимание определяется и изменяется с развитием самого общества, осмысляется обществом и передается человеку в виде его прав и обязанностей. Гносеологическое основание понимания феномена экономической культуры личности предполагает постановку вопросов об особенностях познания человеком этого феномена, 26 |
теории экономической культуры. Преимущественное внимание было обращено на технологические отношения, натурально-вещественные показатели и технические характеристики производства. Экономика рассматривалась как машина, где люди —винтики, предприятия — детали, отрасли — узлы [335, 16]. В действительности, картина выглядит намного сложнее, ибо главный агент экономики — человек, тем более, что в конечном счете целью общественно-экономического развития является формирование человека как свободной, творческой личности. В процессе производства, как справедливо отмечал К.Маркс, происходит совершенствование многообразных способностей человека, “изменяются и сами производители, вырабатывая в себе новые качества, развивая и преобразовывая самих себя благодаря производству, создавая новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык” [149, 483]. Современное общество, ориентируясь на управление экономикой как машиной через различного рода нормы расходов, технико-экономические показатели, коэффициенты, уровни, с завидным постоянством не проявляло интереса к знаниям о личностных механизмах хозяйственных мотиваций, оно не было ориентировано на исследование экономической активности и предприимчивости человека. Человек же —отнюдь не винтик, а целостная система, в которой пересекаются все типы отношений: экономические, политические, идеологические, правовые и другие. Упрощенный подход к пониманию сути и содержания экономики, безусловно, не может являться конструктивным в плане исследования экономической культуры. Анализ имеющихся представлений о сущности экономической культуры и закономерностях ее развития позволяет выделить методологические основания для изучения этого феномена — аксиологическое, онтологическое, гносеологическое, а также два основных подхода: социально-психологический и педагогический. Аксиологическое понимание феномена экономической культуры раскрывается при ее рассмотрении в качестве ценностной установки бытия как отдельной личности, так и всего общества, которое не в состоянии -96 развиваться дальше без определенного уровня экономической культуры. Онтологическое понимание определяется и изменяется с развитием самого общества, осмысляется обществом и передается человеку в виде его прав и обязанностей. Гносеологическое основание понимания феномена экономической культуры личности предполагает постановку вопросов об особенностях познания человеком этого феномена, его специфики и возможности изучения в процессе постоянного изменения как самой культуры, так и человека как ее носителя. Социально-психологический подход предусматривает понимание экономической культуры личности в качестве феномена и результата межиндивидуального взаимодействия (а также взаимодействия индивида и группы, группы и общества). Педагогический подход подразумевает сознательное и целенаправленное влияние на процесс формирования и развития экономической культуры личности в тесном, неразрывном единстве с аналогичным процессом в обществе в целом. В данном исследовании мы останавливаемся в основном на педагогическом подходе. Ряд авторов под экономической культурой в широком смысле понимают всю совокупность духовных и материальных ценностей, без которых человек не может жить и развиваться как социальный субъект. Культура — это все, что составляет “вторую природу”, отличающуюся от естественных природных процессов и явлений, а ее основная характеристика — растущий уровень экономического образования [272]. Другие утверждают, что экономическая культура представляет собой органичное единство знаний, убежденности и творческой практической деятельности, а также результаты этой деятельности, которые создаются людьми в ходе развития общества [286, 161]. Третьи включают в экономическую культуру личности экономическое образование и экономическое мышление, экономически развитые потребности и творческую деятельность в сфере экономики [207, 57]. -97 |