Представляется, что такое структурирование можно принять только как условное, потому что духовная культура, в которую включают такие структурные компоненты, как мировоззренческая, умственная, нравственная, эстетическая, правовая, проявляется именно в общении с другими людьми и с предметами материальной культуры общества, с богатством природы. В этом уже заложены закономерные взаимосвязи между компонентами культуры личности, что и определяет ее целостность как системы. Другое основание взаимосвязи и взаимообусловленности компонентов культуры личности исходит из того, что каждый компонент личностной культуры имплицитно включает определенный комплекс знаний и умений, опыт конкретной деятельности, с которой данный компонент культуры связан, и нравственно-ценностное отношение к деятельности. На наш взгляд, в условиях стремительного изменения общественного устройства, которое переживает сейчас наше государство, роль экономической культуры возрастает, так как экономические знания и экономически значимые качества личности, являющиеся компонентами экономической культуры, выступают как важнейшие средства адаптации личности к новым общественноэкономическим условиям при отсутствии законодательной базы, адекватной происходящим изменениям. Подобно экономической, эстетическая культура основывается на экономических отношениях, давая ценностную ориентацию деятельности людей. Эстетика труда, производства, научно-технической деятельности относится к чертам эстетической культуры. В сфере экономической культуры они приобретают иную специфику активность, творческое отношение к работе, инициативность. Взаимозависимость между этими видами культуры чрезвычайно велика: экономическая деятельность является предпосылкой формирования эстетической культуры, которая, в свою очередь, представляет собой важный качественный компонент результата экономической культуры экономического продукта. Взаимосвязь экономической и эстетической культур выражается в формуле соединения красоты и полезности, как степени удовлетворения потребности человека. В труде, экономических отношениях, поведении человека в процессе производства наряду с экономически значимыми качествами наиболее ярко прояв20 |
материальной культуры. Представляется, что такое структурирование можно принять только как условное, потому что духовная культура, в которую включают такие структурные компоненты, как мировоззренческая, умственная, нравственная, эстетическая, правовая, проявляется именно в общении с другими людьми и с предметами материальной культуры общества, с богатством природы. В этом уже заложены закономерные взаимосвязи между компонентами культуры личности, что и определяет ее целостность как системы. Другое основание взаимосвязи и взаимообусловленности компонентов культуры личности исходит из того, что каждый компонент личностной культуры имплицитно включает определенный комплекс знаний и умений, опыт конкретной деятельности, с которой данный компонент культуры связан, и нравственно-ценностное отношение к деятельности. Так, например, умственная культура предполагает овладение общими ориентировочными основами любой деятельности и приемами рациональной ее организации; проявляется умственная культура в мыслительной, познавательной, творческой деятельности; отношение к ней проявляется в виде познавательной, творческой активности или, напротив, пассивности. Эстетическая культура предполагает определенный уровень знаний в области эстетики и искусствознания; проявляется в процессе восприятия и создания эстетических ценностей; предполагает развитую потребность в общении с искусством и создании художественных ценностей, способность подходить к явлениям действительности с эстетической мерой. Экологическая культура также требует прежде всего определенных знаний в области биологии, химии, природопользования; формируется только в результате включенности в природоохранную деятельность; предполагает бережное отношение к природным ресурсам и ответственность за результаты и последствия своей деятельности. То же можно сказать о нравственной культуре, для которой недостаточно знаний этикета и основ морали, а необходим опыт нравственно-ценного поведения, мотивированного гуманным отношением к окружающим. -101 знания и экономически значимые качества личности, являющиеся компонентами экономической культуры, выступают как важнейшие средства адаптации личности к новым общественно-экономическим условиям при отсутствии законодательной базы, адекватной происходящим изменениям. Подобно экономической, эстетическая культура основывается на экономических отношениях, давая ценностную ориентацию деятельности людей. Эстетика труда, производства, научно-технической деятельности относится к чертам эстетической культуры. В сфере экономической культуры они приобретают иную специфику — активность, творческое отношение к работе, инициативность. Взаимозависимость между этими видами культуры чрезвычайно велика: экономическая деятельность является предпосылкой формирования эстетической культуры, которая, в свою очередь, представляет собой важный компонент результата экономической культуры — экономического продукта. Взаимосвязь экономической и эстетической культур выражается в формуле соединения красоты и пользы. В труде, экономических отношениях, поведении человека в процессе производства наряду с экономически значимыми качествами наиболее ярко проявляется нравственный облик личности. На протяжении длительного времени велось параллельное исследование вопросов культуры и труда. Однако изменение социально-экономической ситуации в обществе вызвало потребность в изменении данной ситуации. В область самостоятельных исследований выделилась трудовая культура. К.Ф.Низимов трактует трудовую культуру как систему, включающую овладение социально-экономическими, технико-организационными, социальнопсихологическими, морально-этическими сторонами и условиями труда. Личностный аспект трудовой культуры включает общественную позицию, идейную убеждённость, сознательность, нравственные качества, общую культуру, психологическую совместимость, профессиональные способности, знания, умения [176, 24]. -103 |