тера отношений мы выделяем три структурных компонента экономической культуры: ♦ познавательно-ценностный (знания и умения организации деятельности); ♦ нравственно-ценностный (отношения, ценности, установки); ♦ деятельностно-ценностный (опыт проявления культуры в общении, в поведении, убеждении и т.п.). Названные компоненты могут быть в известной мере рассмотрены и как уровни последовательного процесса формирования экономической культуры знания лежат в основе формирования умений. Без знаний и умений не может быть сформировано адекватное отношение к деятельности, нравственным ориентирам, качествам личности. Сформированные знания и умения при положительном отношении становятся предпосылкой продуктивной деятельности. В то же время следует проследить и обратные связи, так как, например, процесс усвоения знаний зависит от мотивов познавательной деятельности, и только в реальной практической деятельности формируется система знаний и умений, проявляется отношение к ней. Мы разделяем точку зрения, что «основу экономической культуры трудящихся составляют экономические знания» [84, С. 14]. В свою очередь экономические знания выступают базисным элементом экономических взглядов, «...накопленные знания следует активно использовать в повседневной деятельности. В связи с этим одной из важнейших составных частей экономической культуры личности является экономическое сознание» [84, С. 15]. Представление об экономическом сознании как о постоянно действующем самобытном образовании социального сознания достаточно полно сформулировано А.К.Уледовым. Он отмечает, что в общественном сознании, наряду с нравственными, политическими и другими взглядами, имеют место идеи и представления, претендующие на роль самостоятельных видов сознания, подразумевая под последними, прежде всего, экономические взгляды и представления. Определение экономических взглядов и представлений как самостоятельного вида сознания обосновывается А.К.Уледовым тем, что такие взгляды и представления существуют не только на уровне научно-теоретического знания, 28 |
Структурирование экономической культуры как системы возможно в двух аспектах: содержательном и процессуальном. Как и любой другой компонент культуры личности, содержание экономической культуры предполагает определённый уровень знаний и умений, определённый характер отношений к соответствующей сфере деятельности и опыт этой деятельности. Соответственно могут быть выделены три структурных компонента экономической культуры: ♦ познавательно-ценностный (знания и умения организации деятельности); ♦ нравственно-ценностный (отношения, ценности, установки); ♦деятельностно-ценностный (опыт проявления культуры в общении, в поведении, убеждении и т.п.). Названные компоненты могут быть в известной мере рассмотрены как уровни последовательного процесса формирования экономической культуры: знания лежат в основе формирования умений. Без знаний и умений не может быть сформировано адекватное отношение к деятельности, нравственным ориентирам, качествам личности. Сформированные знания и умения при положительном отношении становятся предпосылкой продуктивной деятельности. В то же время можно проследить и обратные связи, так как, например, процесс усвоения знаний зависит от мотивов познавательной деятельности, и только в реальной практической деятельности формируется система знаний и умений, проявляется отношение к ней. Мы разделяем точку зрения, что “основу экономической культуры трудящихся составляют экономические знания” [207, 14]. В свою очередь экономические знания выступают базисным элементом экономических взглядов, “...накопленные знания следует активно использовать в повседневной деятельности. В связи с этим одним из важнейших составных частей экономической культуры личности является экономическое сознание [207, 15]. Представление об экономическом сознании как о постоянно действующем самобытном образовании социального сознания достаточно -108 полно сформулировано А.К.Уледовым. Он отмечает, что в общественном сознании, наряду с нравственными, политическими и другими взглядами, имеют место идеи и представления, претендующие на роль самостоятельных видов сознания, подразумевая под последними прежде всего экономические взгляды и представления [289, 130]. Определение экономических взглядов и представлений как самостоятельного вида сознания обосновывается А.К.Уледовым тем, что такие взгляды и представления существует не только на уровне научнотеоретического знания, но и “на уровне обыденных представлений и взглядов, распространенных в любом обществе” [289, 138]. Как элемент экономической культуры личности экономическое сознание выступает как отражение творческой деятельности человека в экономической жизни. При этом экономическое сознание реализуется как субъективный образ, возникший в результате наложения различных форм отражения и мыслительной деятельности человека. У каждого возникает свой личный субъективный образ реальной экономической жизни, поскольку каждый из нас обладает разным уровнем восприятия экономических знаний, культурой мышления, развитости чувств и т.д. Л.Н.Пономарёв, В.Д.Попов, В.П.Чичканов выделяют в структуре экономического сознания два компонента — рациональный (знания) и эмоциональный (чувства). Комплексное явление экономического сознания складывается на протяжении всей жизни и представляет собой устойчивое образование. Однако Л.Н.Пономарёв не исключает, и мы поддерживаем его точку зрения, что на экономическое сознание могут оказывать воздействие внешние условия. Мы исходим из того, что у разных людей имеются различные способности к деятельности в экономической сфере, однако развивать их можно беспредельно [207, 32]. Следовательно, экономическое сознание — совокупность экономических знаний, идей, взглядов, суждений, интересов, настроений. В это понятие входят экономические взгляды отдельных людей, общественно значимые для -109 |