54 Экономическая мысль Русского государства, лежащая в основе становления экономического образования, развивалась вместе с развитием общества. Долгое время она существовала в тесной связи с религиозными воззрениями людей, их нравственными понятиями. Первыми источниками, регулирующими социальную и экономическую жизнь в Древней Руси, можно считать летописи, договоры, грамоты князей, церковную литературу. Одним из первых источников, описывающих область хозяйственной деятельности и экономических отношений, является Пятикнижие Моисея и другие книги Библии (Библия, Ветхий Завет). Экономическая мысль Библии не претендует на объяснение экономических явлений, она не похожа на науку в нашем понимании этого слова, но только много веков спустя наука смогла объяснить библейские законы как благотворные и основополагающие для успешного развития общества и достижения благосостояния людей. В 1Х-Х11 вв. Восточные славяне объединяются в древнерусское государство Киевскую Русь. Неуклонный рост производительных сил сопровождался дальнейшим разделением труда развитием ремесел и ростом городов. Города становились центрами торговых и культурных связей. Положительным результатом стало введение христианства в период княжения Владимира Красное Солнышко (980-1015 гг.), распространение грамотности и культуры на Руси и др. В этот период экономическая мысль еще не стала самостоятельной ветвью идеологии, но уже была составной частью общественной мысли. Договоры князей, грамоты и летописи, церковная литература и устное народное творчество помогают понять экономическую жизнь, быт и экономическую политику киевских князей. Древние летописи дают довольно полное представление о налоговой и торговой политике, характере земледелия и статусе населения. Первым древнерусским документом, регулирующим социальноэкономические процессы периода генезиса феодальных отношений в Киевской 1.3. Зарождение экономического образования в России |
Глава 1. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 1. 1. Зарождение экономического образования в России Экономическая мысль Русского государства, лежащая в основе становления экономического образования, развивалась вместе с развитием общества. Долгое время она существовала в тесной связи с религиозными воззрениями людей, их нравственными понятиями. Первыми источниками, регулирующими социальную и экономическую жизнь в Древней Руси, можно считать летописи, договоры, грамоты князей, церковную литературу. Одним из первых источников, описывающих область хозяйственной деятельности и экономических отношений, является Пятикнижие Моисея и другие книги еврейской Библии (Библия, Ветхий Завет). Экономическая мысль Библии не претендует на объяснение экономических явлений, она непохожа на науку в нашем понимании этого слова, но только много веков спустя наука смогла объяснить библейские законы как благотворные и основополагающие для успешного развития общества и достижения благосостояния людей. В 1Х-ХП вв. Восточные славяне объединяются в древнерусское государство Киевскую Русь. Неуклонный рост производительных сил сопровождайся дальнейшим разделением труда развитием ремесел и ростом городов. Города становились центрами торговых и культурных связей. Положительным результатом стаю введение христианства в период княжения Владимира Красное Солнышко (980-1015 гг.), распространение грамотности и культуры на Руси и др. В этот период экономическая мысль еще не стала самостоятельной ветвью идеологии, но уже была составной частью общественной мысли. 15 Договоры князей, грамоты и летописи, церковная литература и устное народное творчество помогают понять экономическую жизнь, быт и экономическую политику киевских князей. Древние летописи дают довольно полное представление о налоговой и торговой политике, характере земледелия и статусе населения. Первым древнерусским документом, регулирующим социальноэкономические процессы периода генезиса феодальных отношений в Киевской Руси, была: «Русская Правда» Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.), где опубликовано первые 17 статей в которых описывались правовое определение натурального хозяйства, имущественные отношения, защита прав собственности феодальной знати на крепостных крестьян и землю, право взимать налоги, натуральные повинности. «Русская правда» содержала нормы торговли и защиты интересов русских негоциантов, упоминала о «торговле» (внутренний рынок), «гостьбе» (внешняя торговля), но еще не знает вир (налогов) и продаж (судебных пошлин в пользу князя), хотя отмечает появление у восточных славян частной собственности и патриархальных рабов («челяди») и т. д. Во время княжения Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) выходит очередная часть «Русской Правды» «Устав Владимира Мономаха», содержащий статью «Устав о резах» (процентах), который упорядочил взимание процентов ростовщиками, устанавливал несколько заниженный по сравнению с ранее применяемым, разорительным, размером процента ростовщика по предоставленным займам (474, 19-35). Таким образом, древнейший памятник сложившихся феодальных отношений Киевской Руси, первый древнерусский свод законов «Русская Правда» (действовавший с 30-х гг. XI в. до XV в.) свидетельствует о довольно высоком уровне развития в Киевской Руси денежного хозяйства торговли, купеческого и ростовщического капитала, городской жизни. «Кодексом капитала» назвал В. О. Ключевский «Русскую Правду» один из 16 |