108 Как известно, первые группы «исламистов» появились на Северном Кавказе еще в 70-х гг. XX века в виде небольших по формату подпольных групп единоверцев, прежде всего, в Дагестане. Изначально это были представители мусульманской интеллигенции, которые не могли найти удовлетворение своих духовных потребностей ни в официальной, ни в народной формах ислама. Поэтому Э.Ф.Кисриев пишет: «Будучи людьми хорошо образованными, они нс могли удовлетвориться представлениями «народного ислама», их духовное развитие шло в русле рационализированного исламского вероучения... С другой стороны, они не могли принять позицию деморализованного и лицемерного, по их убеждению, атеистического истеблишмента» . Образованным городским жителям не подходил ни официозный ислам ДУМов, ни мистический суфизм с его традицией полного подчинения шейху. Их ислам должен был быть «другим исламом». «Мистические и иррациональные аспекты, которыми насыщены вера и практика простых верующих, стали уступать место поискам глубокого рационалистического осмысления, освобожденного от народных «суеверий»...», пишет Э.Кисриев12. «Другой ислам» должен был обосновать, что традиционные религиозные авторитеты проповедуют «искаженный» ислам3. В тот период деятельность кружков не носила политического характера, хотя именно из их среды вышли основные противники народного суфийского ислама («ваххабиты»). В это время, отмечает В.Бобровников, «ни о каких арабских миссионерах из-за рубежа на Северном Кавказе не могло быть и речи»4. Кружки «новых мусульман» были полностью эндогенным явлением. И только после начала перестройки они вышли из подполья и постепенно 1Кисриев, Э.Ф. Ислам и власть в Дагестане / Э.Ф. Кисриев. М.: ОГИ, 2004. С. 70. 2Там же. С .116. 2Там же, —С. 133. 4 Бобровников, В.О. Ислам на постсоветском Северно.м Кавказе (Дагестап): мифы и реалии / В. Бобровников // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М : Московский центр Карнеги, 2001. С. 82. |
275 обозначение в кавычки) возникли еще в 1970-е годы, когда студенты и представители интеллигенции начали собираться в подпольные кружки. «Будучи людьми хорошо образованными, они не могли удовлетвориться представлениями «народного ислама», их духовное развитие шло в русле рационализированного исламского вероучения... С другой стороны, они не могли принять позицию деморализованного и лицемерного, по их убеждению, атеистического истэблишмента» пишет ученый12. Образованным городским жителям не подходил ни официозный ислам ДУМов, ни мистический суфизм с его ірадицией полного подчинения шейху. Их ислам должен был быть «другим исламом». «Мистические и иррациональные аспекты, которыми насыщены вера и практика простых верующих, стали уступать место поискам глубокого рационалистического осмысления, освобожденного от народных «суеверий»...» пишет Э.Кисриев3. «Другой ислам» должен был обосновать, что традиционные религиозные авторитеты проповедуют «искаженный» ислам4. В тот период деятельность кружков не носила политического характера, хотя именно из их среды вышли основные противники народного суфийского ислама («ваххабиты»). В это время, отмечает В.Бобровников, «ни о каких арабских миссионерах из-за рубежа на Северном Кавказе не могло быть и речи»1. Кружки «новых мусульман» были полностью эндогенным явлением. В Северном Дагестане ваххабизм начал распространятся в 1970-х гг. благодаря проповедям и активной деятельности Багауддина Магомедова (Кебедова), его сводного брата Абаса Кебедова и других. Они создавали нелегальные группы молодежи, обучая их арабскому языку и основам ислама. Ядро 1 Гам же. С. 268. 2Киериек Э.Ф. Указ.соч. С. 70 и далее. 3Там же. С. 116. 4Там же. С. 133. |