120 Идея исламского государства, отмечает А.Д.Савватеев, возникла у Аслана Масхадова и достаточно поздно, в связи с тейповой разрозненностью и полной дезорганизацией светских институтов1. Только 3 февраля 1999 года (через восемь лет после начала сепаратистских процессов) Масхадов официально провозгласил шариатское правление, образовалось министерство шариатской безопасности, и началось приведение законодательства в соответствие с шариатом. Первоначально, однако, это должен был быть неваххабитский ислам, с которым Масхадов повел войну, попытавшись опереться на сформировавшийся к тому времени союз «тарикатистов» и официальных улемов. К началу второй фазы конфликта он приобрел все черты религиозной войны. Сопротивление федеральным войскам было провозглашено джихадом. А.Д.Савватеев видит в Чечне того времени две силы: правительство Масхадова, опиравшееся на суфийский этнический ислам, и ваххабитсую оппозицию, которая принесла национальные идеи «в жертву международным исламским идеям»123. «В качестве инструмента политического единения чеченского обществе, раздробленного на тейпово-вирдовые сегменты, ваххабизм мог оказаться весьма эффективным идеологпческим оружием», пишет Э.Ф.Кисриев3. По мнению А.Игнатенко, произошла смена идеологии повстанцев: от борьбы за независимость Чечни они перешли к созданию исламского государства, являющегося частью мировой уммы4. Основные террористические акты 2002 2004 годов совершались уже религиозно ориентированной молодежью в основном членами группы «Риядус Салихийн» (Сады Праведников), выросшими в атмосфере ваххабитской индоктринации5. 1 Савватеев, А.Д. Ислам и политика в Чеченской Республике / А.Д. Саватеев И Общественные науки и современность. 2000. № 2. С. 87. 2Там же. С. 94. 3Кисрнев, Э.Ф. Ислам и власть в Дагестане / Э.Ф. Кпсриев. —М.: ОГИ, 2004. С. 178. 4 Игнатенко, А. Кровавая дорога в рай / А. Игнатенко // НГ-Религии. Лга 12. 16 июля 2003. 5 См.: Семедов, С.А. Ислам в политике: идеология и практика / С.А. Семедов. —М.: ЭкопИнформ, 2009. С. 205. |
283 молоке» Кувейта»2. Первоначальное обращение Дудаева к исламу носило, вероятнее всего, утилитарный характер и было связано с началом антисепаратистской операции в декабре 1994 г. В обращении «К народам Дагестана» Дудаев писал: «Восстань, Дагестан! Восстань во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного! Аминь!»34. В частном разговоре он произнес следующее: «Сейчас идет война между Всевышним и самим Сатаной! Все русские • ничтожные рабы своей огромной державы, которая на их страхе только и держится, и сами 4 несчастные, потому что другие нации их ненавидят за насилие» . Идея исламского государства, отмечает А.Д.Савватеев, возникла у Аслана Масхадова достаточно поздно, в связи с тейповой разрозненностью и полной дезорганизацией светских институтов5. Только 3 февраля 1999 года (через восемь лет после начала сепаратистских процессов) Масхадов официально провозгласил шариатское правление, образовалось министерство шариатской безопасности и началось приведение законодательства в соответствие с шариатом. Первоначально, однако, это должен был быть неваххабистский ислам. Еще в марте 1999 года Масхадов, выступая на митинге, объявил, что ваххабизм насаждают в Чечне евреи через Саудовскую Аравию: «Нас пытаются превратить в афганских талибов — послушное орудие запада на Кавказе. Мы —сунниты накшбандийского и кадирийского толка, и другому исламу в Чечне не бывать»6. Масхадов повсл войну с ваххабитами, попытавшись опереться на сформировавшийся к тому времени союз «тарикатистов» и официальных улемов. ^Цит.по: Тишков В.А. Указ.соч. С. 335. " Дудаева А. Миллион первый. Екатеринбург: Ультра.Культура, 2005. С. 141. 3Цит.по: Кисрисв Э.Ф. Указ.соч. С. 163. 4Дудаева А. Указ.соч. С. 341. 3Савваіеев А.Д. Указ.соч. С.87. 6Цит.по: Там же. С.89. 284 К началу второй фазы конфликта он приобрел все черты религиозной войны. Сопротивление федеральным войскам было провозглашено джихадом. А.Д.Савватеев видит в Чечне того времени две силы: правительство Масхадова, опиравшееся на суфийский этнический ислам и ваххабитскую оппозицию, которая принесла национальные идеи «в жертву международным исламским идеям»1. «В качестве инструмента политического единения чеченского общества, раздробленного на тейпово-вирдовые сегменты, ваххабизм мог оказаться весьма эффективным идеологическим оружием» отмечает Э.Ф.Киериев12. По мнению А.Игнатенко, произошла смена идеологии повстанцев: от борьбы за независимость Чечни они перешли к созданию исламского государства, являющегося частью мировой уммы3. Основные террористические акты 2002-2004 годов совершались уже религиозііо ориентированной молодежью —в основном членами группы «Риядус Салихийн» (Сады Праведников), выросшими в атмосфере ваххабитской ипдокіриііации. Но, повторим еще раз, это было результатом, а не причиной конфликта. 3. Приход к власти несменяемых клановых режимов, что сделало невозможным функционирование демократических институтов. Клановая политика стала постоянной характеристикой постсоветских режимов. Люди, облеченные властью и имеющие деньги, как правило, состоят друг с другом в родстве, свойстве или иных близких отношениях. На уровне СНГ можно назвать такие «пары» как Гейдар и Ильхам Алиевы, Нурсултан и Дарига Назарбаевы; на уровне России Анатолий Собчак и Людмила Нарусова, Егор Строев и Марина Рогачева, Виктор Христенко и Татьяна Голикова; на региональном 1Там же. С. 94. 2Кисриев Э.Ф. Указ.соч. С. 178. 3Игнатенко А. Кроканая дорога в рай /' НГ-Религии. № 12. 16 июля 2003. |