Проверяемый текст
И.П. Добаев Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. Отв. редактор Ю.Г.Волков.– Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2002
[стр. 132]

132 В противоположность обвиняемым ими в «неверии» и «многобожии», ваххабиты называют себя «спасенной группой», то есть такой, которая «избегнет на Страшном Суде адского пламени»1 и попадёт в рай.
Более того, приверженцы этого течения утверждают, что «спасенная группа» представляет собой меньшинство в умме
сообществе правоверных12.
По мнению А.А.Игнатенко, «в этом случае реально выделяется миноритарный характер ваххабитов (то, что они составляют меньшинство) и сектантский характер их
движения»3.
Исходя из вышеуказанных мировоззренческих посылок, идеологами радикального ваххабизма (шире
радикального салафизма) основательно разработана человеконенавистническая, лженаучная концепция «Симпатии и антипатии» (Аль-валяа валь-бараа)4.
Её суть излагается, в частности, в книге салафитского автора Салеха бин Фаузана алъ-Фаузана «Дружба и непричастность в исламе».
В ней всё человечество разделено на три группы: 1) тех, кого следует только любить, не испытывая к ним никакой враждебности; 2) тех, кого следует только ненавидеть и только враждовать с ними, не испытывая к ним ни любви, ни дружеских чувств; 3) тех, кто, с одной стороны, заслуживает любви, а с другой стороны ненависти5.
Разумеется, в первую категорию попадают только члены «спасенной группы», ваххабиты, к которым единоверцы обязаны проявлять только терпимость и благожелательность: «Следует любить, благожелательно относиться и помогать каждому верующему
единобожиику, который не допуска1Мухаммад ибп Джамиль Зину.
Исламская Акида (вероучение, убеждение, воззрение) по Священному Корану и достоверным изречениям пророка Мухаммеда.
М., 1998.
С.
120 -121.
2Тамже.
—С.
121.
3Игнатенко А.А.
Особенности учения единобожников, С.
4.

4 Игнатенко А.А.
Самоопределение исламского мира // Ислам и политика / Отв.
ред.
В.Я.

Белокринидкий и А.З.
Егорин М., 2001.
С.
14.
5См.: Салех бин Фаузап аль-Фаузан.
Дружба и непричастность в исламе.

Баку, 1997..
[стр. 37]

относят и такие «еретические нововведения», как «устроение праздников по случаю дня рождения, выделение особых дней и недель для тех или иных обрядов поклонения, устроение разного рода религиозных праздников, годовщин и юбилеев, воздвижение изваяний и памятников, организация траурных собраний, изобретение всяких новшеств в траурных церемониях, возведение строений на могилах, водружение дорогих памятников, иной раз мраморных и т.п.»219 .
Однако еще в обнародованном в 1017 г.
в Багдаде в период правления халифа аль-Кадира «Кадирийском трактате веры» («ар-Рисала алькадирийя») говорилось: «Не следует обвинять в неверии кого-нибудь, если он упустил что-либо из законных установлений веры, исключая, конечно, предписанную молитву»220 .
Известны также высказывания Пророка о том, что «кровь, имущество и честь мусульманина являются запретными и неприкосновенными для всех мусульман»221 .
Однако ваххабиты утверждают, что любое, самомалейшее отступление от единобожия превращает мусульманина в «неверного»: «Любое сомнение или колебание (относительно принципа единобожия – И.Д.) лишает неприкосновенности имущество и жизнь человека»222 ;  так называемые «лицемеры» (мунафикун)те мусульмане, которые «выказывают приверженность к исламу и скрывают неверие»223 .
Иными словами, «неверным» ваххабиты могут объявить любого мусульманина, заподозренного ими в «лицемерии».
Так, бывший верховный муфтий КСА Бен-Баз предупреждал о том, что «…нарушающий (по-ваххабитски понимаемый принцип единобожия – И.Д), открыто или тайно, должен знать, что он становится безбожником и должен ожидать возможности убийства или заключения его»224 .
В то же время улемы-традиционалисты, опираясь на хадисы Сунны, в отличие от ваххабитов, отмечают, что лицемер – это тот, кто обещает, но не исполняет обещанного; лжет; подводит доверившегося ему225 .
А современный отечественный теолог, выпускник авторитетнейшего в мусульманском мире университета «аль-Азхар» Ш.Аляутдинов считает даже эти требования чрезмерно завышенными.
В этой связи он подчеркивает, что «делать поспешные выводы, используя вышеназванные критерии в отношении других людей, очень опасное дело»226 .
Этот же автор напоминает о том, что «если мысли наши в отношении братьев-мусульман приобретают все более темные тона, то тучи гнева Всевышнего Аллаха сгущаются над нашими – именно нашими(!) – головами»227 .
 последователи всех без исключения идеологических течений (кроме ваххабизма).
Так, «принадлежность к атеистическим течениям наподобие течений коммунистических, светских, демократических, капиталистических или иных подобных им течений неверных является вероотступничеством от религии Ислама»228 .
В этот список входят также «антирелигиозный секуляризм, угнетательский капитализм, марксистский социализм, атеистическое масонство»229 .
Иудаизм и вовсе «стоит за спиной всех и за каждой разрушительной доктриной, подрывающей мораль и духовные ценности», к таким идеологическим течениям также относятся «масонство, мировой сионизм и бабувизм»230 .
 отвергающие шариат в качестве единственно возможного источника права.
«Неверие, утверждает аль-Фаузан, правление и суждение не на основе ниспосланного Аллахом»231 .
«Неверием» объявляется и любая человеческая законотворческая и нормотворческая деятельность: предоставление права законотворчества кому-либо, кроме Аллаха, по мнению радикалов, противоречит исламу232 .
В противоположность обвиняемым ими в «неверии» и «многобожии», ваххабиты называют себя «спасенной группой», то есть такой, которая «избегнет на Страшном Суде адского
пламени»233 и попадет в рай.
Более того, приверженцы этого течения утверждают, что «спасенная группа» представляет собой меньшинство в умме
– сообществе правоверных234 .
По мнению А.А.Игнатенко, «в этом случае реально выделяется миноритарный характер ваххабитов (то, что они составляют меньшинство) и сектантский характер их
движения»235 .
Исходя из вышеуказанных мировоззренческих посылок, идеологами радикального ваххабизма (шире
радикального салафизма) основательно разработана человеконенавистническая, лженаучная концепция «Симпатии и антипатии» (Аль-валяа ва-ль-бараа)236 .
Ее суть излагается, в частности, в книге салафитского автора Салеха бин Фаузана аль-Фаузана «Дружба и непричастность в исламе».
В ней все человечество разделено на три группы: 1) тех, кого следует только любить, не испытывая к ним никакой враждебности; 2) тех, кого следует только ненавидеть и только враждовать с ними, не испытывая к ним ни любви, ни дружеских чувств; 3) тех, кто с одной стороны заслуживает любви, а с другой стороны – ненависти237 .
Разумеется, в первую категорию попадают только члены «спасенной группы», ваххабиты, к которым единоверцы обязаны проявлять только терпимость и благожелательность: «Следует любить, благожелательно относиться и помогать каждому верующему
единобожнику, который не допускает никаких запрещенных шариатом действий»238 .
При этом решающим свидетельством единобожия того или иного человека, согласно концепции «Симпатии и антипатии», является только абсолютное подчинение ваххабитской группировке и активная вражда (вплоть до убийства) по отношению ко всем, кто к ней не принадлежит.
Другими словами, решающий довод в отношении «единобожия» того или иного мусульманина, при котором он не провозглашается «неверным», состоит в лояльности (симпатии, любви, признании) по отношению к ваххабитам и враждебности, ненависти ко всем неваххабитам.
Это требование зафиксировано в трудах самого аль-Ваххаба: «Это может быть достигнуто лишь любовью к исповедующим таухид Аллаха (т.е.
к единобожникам, или ваххабитам – И.П.), преданностью им и оказанием им всяческой помощи, а также ненавистью и враждой по отношению к неверным и мушрикам (многобожникам, политеистам – И.Д.)»239 .
Истинный единобожник, член ваххабитского джамаата, обязан ненавидеть всех тех, кого его единоверцы считают «неверными» («многобожники», «лицемеры» и «отступники»).
Причем такого рода ненависть должна неизбежно проявляться в практической деятельности адепта веры, вплоть до лишения жизни своих идеологических противников.
Ко второй группе причисляются все немусульмане, а к третьей – все мусульмане, не разделяющие салафитский призыв.
К этим последним и применяется такфир, именно они являются его главным объектом, поскольку немусульмане и так кафиры – неверные.
Другими словами, радикально настроенные ваххабиты провозглашают кафирами – неверными – всех мусульман, которые не следуют той, специфической интерпретации ислама, которую салафиты провозглашают единственно правильной.
В результате чего именно с ними, в первую очередь, следует бороться, осуществляя «джихад на пути Аллаха».
Их главное преступление – дружба с другими категориями «неверных».
Проявлениями этой дружбы, как подчеркивает альФаузан, являются: уподобление им в одежде, словах и прочем; проживание в странах неверных и отказ от переезда в какую-нибудь из

[стр.,133]

Ан-Навави М.
Рияд ас-салихин [Сады благонравных].
Каир, 1993.
С.
527 (хадис №1541).
226 Аляутдинов Ш.
Путь к вере и совершенству.
2-е изд., расшир.
и перераб.
/ При участии и под ред.
М.Заргишиева.
М., 2001.
С.
43-44.
227 Там же.
С.
44.
228 Фаузан аль-Фаузан.
Указ.
соч.
С.
64.
229 Зину.
Указ соч.
С.
131.
230 Там же.
С.
68.
231 Фаузан аль-Фаузан.
Указ.
соч.
С.
58.
232 Ибрагим М.А.-Л.
Установление законов Аллаха.
Махачкала, 1997.
233 Зину.
Указ.
соч.
С.
120-121.
234 Там же.
С.
121.
235 Игнатенко А.А.
Особенности учения единобожников.
С.
4.

236 Игнатенко А.А.
Самоопределение исламского мира // Ислам и политика / Отв.
ред.
В.Я.Белокриницкий
и А.З.Егорин.
М., 2001.
С.
14.
237 См.: Салех бин Фаузан аль-Фаузан.
Дружба и непричастность в исламе.
Баку, 1997.

238 Цит.
по: Кореняко В.
Указ.
соч.
239 Ибн Абд аль-Ваххаб.
Книга единобожия.
С.
70.
240 Салех бен Фаузан аль-Фаузан.
Указ.
соч.
С.
95-96.
241 Кореняко В.
Указ.
соч.
242 Зину.
Указ.
соч.
С.
99.
243 Левин З.С.
Общественная мысль на Востоке.
М., 1999.
С.102.
244 Капустин Н.С.
Научная школа «Религиозный синкретизм» // Научные школы Ростовского государственного университета.
Ростов н/Д, 2000.
С.
70.
245 См., в частности, об этом: Васильев Л.С.
История религий Востока.
М., 1983.
С.
167-168.
246 Цит.
по: Расул-заде М.Э.
О пантуранизме.
В связи с кавказской проблемой.
С предисловием Н.Жордания.
Оксфорд, 1985.
С.
67.
247 Там же.
248 Авксентьев А.В.
Ислам на Северном Кавказе.
Ставрополь, 1973.
С.
41.
249 Добаев И.П.
Геополитика Турции на Кавказе // Известия высших учебных заведений.
Северо-Кавказский регион.
Общественные науки.
1999.
№ 1.
С.
7-14.
250 Горошков Н., Червонная С.
Пантюркизм и панисламизм в российской истории и историографии // Ислам в Евразии / Под ред.
М.В.Иордана.
М., 2001.
С.86.
251 Абдурагимов Г.А.
Кавказская Албания – Лезгистан.
СПб, 1995.
С.
17.
252 Кургинян С., Бялый Ю., Подкопаева М.
«Южная угроза» и ее связь с обострением политического кризиса в России // Россия XXI.
1996.
№ 11-12.
С.
25.

[Back]