Проверяемый текст
Семедов, Семед Абакаевич; Политический ислам в современном мире (Диссертация 2009)
[стр. 160]

кренне поверить человек, и которая позволила бы гармонизировать отношения человека с реальностью, придать существованию непреходящий смысл.
...только религия способна открыть перед человеком такие возможности»,
полагает Э.Ф.Кисриев1.
Сходную позицию выражает и А.С.Панарин, утверждая, что после распада социалистической системы религия оказалась единственным возможным метарассказом, к которому может обратиться человечество.
Он считает, что в эпоху постмодернизма метарассказы о будущем (утопии) исчезают.
Религия является в данной терминологии, «метарассказом о
прошлом»*2.
«Человечеству крайне нужна сильная духовная власть как противовес зарвавшемуся
экоиомикоцентризму», а такую власть может возродить только «старая религиозно-эсхатологическая традиция»3.
Становится все более очевидным, что идейный ответ исламизму тоже должен быть сформулирован в религиозных терминах, но пока сложно представить, каким конкретно он будет.
В настоящий момент существует несколько вариантов
такого ответа.
Интересно, что все они исходят от интеллектуалов Поволжья или Центральной России; Северный Кавказ, похоже,
пока не может самостоятельно выработать какой-либо альтернативы политическому исламу в фундаменталистской версии.
Во-первых, в Поволжье начал развиваться проект так называемого «евроислама» (европейского ислама), основателем которого является ученый и политический деятель, директор Института истории АН Татарстана Рафаэль Хакимов.
Идеи Хакимова зародились на стыке татарского национализма с исламским модернизмом.
Евроислам
восходит к религиозному течению конца XIX в.
джадидизму.
Хакимов,прямо писал, что «евроислам» современ160 ' Кисрисв, Э.Ф.
Ислам и власть в Дагестане / Э.Ф.
Кисриев.
-М..
2004.
С.
221.
2 Панарин, А.С.
Искушение глобализмом / А.С.
Панарин.
М.: Русский национальный фонд, 2000.-С .
229.’
5Там же.-С.
375-376.
[стр. 95]

95 постмодернизма метарассказы о будущем (утопии) исчезают.
Религия является, в данной терминологии, «метарассказом о
прошлом»1.
«Человечеству крайне нужна сильная духовная власть как противовес зарвавшемуся
экономикоцентризму», а такую власть может возродить только «старая религиозно-эсхатологическая традиция» писал философ12.
Культурные реакции на появление МакМира пс имеют ничего общего с попытками «вернуться в прошлое», возродить или законсервировать прежнее состояние вещей.
Политические религии отрицают не модернизацию, а вестернизацию и рассматривают религию как движущую силу развития.
«Политико-религиозные движения не столько защищают традиционное общество от этих [секуляристских — С.С.] вторжений, сколько пытаются творчески интерпретировать религиозную традицию таким образом, чтобы прийти к альтернативным моделям социстальной трансформации.
Важно понимать, что эти движения не являются консервативными или реакционными, но стремятся к коренной трансформации общества» пишет П.Ван дер Веер*.
Активисты религиозно-политических движений не безграмотные крестьяне, а городская молодежь, во многом ориентирующаяся на западные ценности.
Эта вполне модернизированная молодежь начинает, с одной стороны, использовать «заботливо» созданную мировую технологическую инфраструктуру, а с другой —берет на вооружение выработанные массовой культурой средства воздействия.
Интернет давно выступает не как инструмент культурного империализма, а как орудие борьбы с ним.
Во-первых, финансовые затраты на поддержание веб-сайта несравнимы с затратами на покупку, например, 1 Панарин А.С.
Искушение глобализмом.
М: Русский национальный фонд, 2000.
С.
229.

2Там же.
С.
375-376.


[стр.,308]

308 политический ислам представляет, прежде всего, идейный вызов, ответ на него необходимо дать именно в сфере идеологии (даже теологии, потому что идеология политического ислама одновременно является теологией).
Чтобы вытеснить из сознания людей исламский радикализм, им надо предоставить идейную альтернативу не меньшей, а скорее всего — большей, мощности.
Национализм уже пытался бросить вызов исламизму, но проиграл борьбу.
Коммунистическая идеология не оправилась от удара, нанесенного распадом СССР и мировой социалистической системы и пока не может рассматриваться как реальная альтернатива1.
Идеология либеральной демократии, которую российские власти пытались сделать обоснованием своей политики, отмечает Э.Ф.Кисриев, для большинства мусульман, особенно сельских жителей, являлась чуждой и враждебной12.
«Современная российская действительность не может предложить обществу никакой социетальной идеологии, в которую мог бы глубоко и искренне поверить человек, и которая позволила бы гармонизировать отношения человека с реальностью, придать существованию непреходящий смысл...
Только религия способна открыть перед человеком такие возможности»
справедливо полагает Э.Ф.Кисриев3.
Сходную позицию выражает А.Магомедов: «исламшация представлят собой ответ на идеологическое бесплодие лидеров новой России, неспособность государства сформулировать общенациональную идею и мировоззренческие смыслы»4.
Мы согласны с тем, что идейный ответ исламизму тоже должен быть сформулирован в религиозных терминах, но пока сложно представить, каким конкретно он будет.
1 Ислмя не упомянуть, однако, что в Латинской Америке наметилось ожишіснис социалистической альтернативы либераііьно-капиталистическому глобальному проекту в виде «Социализма XXI века» прездиента Венесуэлы Уго Чавеса.
~Кисрнсв Э.Ф.
Указ.соч.
С.
127.
3Там же.
С.
221.
4Магомедов А.
Указ.соч.
С.
195,

[стр.,311]

311 правительству, ни о каком политическом сопротивлении власти и не думает**..
Героизация вождей мусульманского повстанчества XIX XX вв...
не мешает большинству мусульман республики оставаться лояльными подданными постсоветской России»'.
Образованные суннитские богословы и «богословствующая интеллигенция» (выражаясь терминологией З.И.Левина) в современной России вынуждены восхвалять суфизм, провозглашая его «истинным исламом».
Дело доходит до того, что этнический русский Вячеслав (Али) Полосин призывает «хранить свои этнические обычаи, аяаты, ибо через них мы и общаемся с родственниками..,»2.
Причина тому — желание использовать власть суфийских шейхов над умами простых мусульман с целью поставить заслон ваххабизму.
Эта стратегия иногда срабатывает.
Но она не может срабатывать бесконечно до тех пор, пока не разрешены социально-экономические и политические проблемы постсоветского общества.
Помимо попыток пропагандировать традиционные суфийские ценности, в настоящий момент существует несколько вариантов религиозного ответа исламизму.
Интересно, что все они исходят от интеллектуалов Поволжья или Центральной России; Северный Кавказ, похоже,
не может самостоятельно выработать какой-либо альтернативы политическому исламу в фундаменталистской версии.
Во-первых, в Поволжье начал развиваться проект так называемого «евроислама» (европейского ислама), основателем которого является ученый и политический деятель, директор Института истории АН Татарстана Рафаэль Хакимов.
Идеи Хакимова зародились на стыке татарского национализма с исламским модернизмом.
Евроислам1
1 Шихалиен Ш.
Суфийский шейх сегодня // Россия и мусульманский мир.
2007.
*Гц3.
С.
31.
" Полосин А.В.
Суфизм: истинная салафия, подлинный таухид и мирное развитие // Суфизм и его роль в развитии исламского общества.
Сборник материалов международной конференции.
Гудермес: ДУМ ЧР, 2008.
С.
23.

[Back]