Проверяемый текст
Семедов, Семед Абакаевич; Политический ислам в современном мире (Диссертация 2009)
[стр. 161]

ная форма джадидизма1.
Джадидизм начинался как реформа образования введение светских предметов в медресе, поэтому джадидистов называли также «новометодниками».
Впоследствии под джадидизмом стали понимать общее движение за модернизацию ислама, охватившее татарскую интеллигенцию.
Современные продолжатели джадидизма считают, что использование иджтихада поможет не просто модернизировать ислам, но и совместить его с либеральным мышлением.
Такое понимание ислама нашло некоторую поддержку у руководства Татарстана, так как давало возможность предоставить ваххабизму хоть какую-то идейную альтернативу.

Тогда еще президент Татарстана М.Шаймиев назвал евроислам «светским исламом», подходящим для России12.
Уже из этого видно, что евроислам, как вообще исламский модернизм,
в конечном итоге ведет к выхолащиванию из ислама религиозного смысла, то есть к постепенной деисламизации.
На
это обратили внимание религиозные деятели, в частности зам.
председателя ДУМ РТ В.Якупов, который писал, что реформаторы, стремящиеся осовременить шариат,
«не довольствуются только своей личной духовной смертью», но и хотят, «чтобы все последовали за ними».
Якупов (вполне справедливо,
на наш взгляд) предположил, что «если реформаторам нужна религия без намаза, без хиджаба, без уразы, то ведь таких готовых религий имеется в наличии много»3.
Якупов обвинил реформаторов в том, что «они выслуживаются перед федеральным центром и исламофобскими
кругами Запада; их цель состоит в том, чтобы трансформировать ислам в «политкорректное нечто»4.
Вероятно, по этой причине проект «евроислама» не получил большого числа сторонников среди Интеллигенции.
Он подвергся критике с разных
161 1 См.: Мухарямов, Н.
Ислам в Поволжье: политизация несостоявшаяся или отложенная / Н.
Мухарямов // Ислам от Каспия до Урала: макрорегиональпый подход.
М.: РОССПЭН, 2007.
С.
55.
2Там же.
С.
58.
3 Цит.
по: Там же.
С.
61.
4 Цит.
по: Там же.
С.
62.
[стр. 312]

312 восходит к религиозному течению конца XIX в.
джадидизму.
Хакимов прямо писал, что «евроислам» современная форма джадидзма'.
Джадидизм начинался как реформа образования — введение светских предметов в медресе, поэтому джадидистов называли также «новометодниками».
Впоследствии под джадидизмом стали понимать общее движение за модернизацию ислама, охватившее татарскую интеллигенцию.
Современные продолжатели джадидизма считают, что использование иджтихада поможет не просто модернизировать ислам, но и совместить его с либеральным мышлением.
Такое понимание ислама нашло некоторую поддержку у руководства Татарстана, так как давало возможность предоставить ваххабизму хоть какую-то идейную альтернативу.

Президент Татарстана М.Шаймисв назвал свроислам «светским исламом», подходящим для России12.
Уже из этого видно, что евроислам, как вообще исламский модернизм
(мы подробно рассматривали еіт) во 2 главе) в конечном итоге ведет к выхолащиванию из ислама религиозного смысла, то есть, к постепенной деисламизации.
На
эго обратили внимание религиозные деятели, в частности, заместитель председателя ДУМ РТ В.Якупов, который писал, что реформаторы, стремящиеся осовременить шариат, «ис довольствуются только своей личной духовной смертью», но и хотят, «чтобы все последовали за ними».
Якупов (вполне справедливо,
па наш взгляд) предположил, что «если реформаторам нужна религия без намаза, без хижаба, без уразы, то ведь таких готовых религий имеется в наличии много»3.
Якупов обвинил реформаторов в том, что «они выслуживаются перед федеральным центром и исламофобскими
1См.: Мухарямов И.
Указ.соч.
С.
55.
2См.: Там же.
С.
58.
3Цитлю: Там же.
С.
61.


[стр.,313]

кругами Запада; их цель состоит в том, чтобы трансформировать ислам в «политкорректное нечто»1.
Вероятно по этой причине проект «евроислама» не получил большого числа сторонников среди интеллигенции.
Он подвергся критике с разных
сторон —от официальных исламских лидеров до татарских националистов и был оценен как искусственный.
Народной поддержки проект так и не завоевал.
Мы полагаем, что «евроислам», возможно, содержит в себе рациональное зерно, но он выглядит значительно привлекательнее для внешних наблюдателей (особенно западных), чем для самих мусульман и идейной альтернативой исламизму стать в ближайшем будущем не сможет.
Официальные улемы, похоже, тоже делают ставку на развитие джадидистского наследия12.
Они, конечно, не заходят в реформаторстве так далеко как интеллектуалы сторонники «евроислама», но идут в том же направлении, то есть, по нашему мнению, по заведомо тупиковому пути.
«Квроислам», по сути, является проектом секуляризации ислама, а, значит, не может служить искомой религиозной альтернативой политическому исламу.
Косвенным свидетельством сскуляризаторской направленности «евроислама» является, например, предложение Р.Хакимова использовать новую казанскую мечеть Кул Шариф в качестве музея ислама, чтобы «не насторожить европейцев»3.
Второй предложенной «сверху» альтернативой исламизму можно назвать проект «Русский ислам», который начал активно обсуждаться, с подачи ряда облеченных властью лиц, в 2000-2001 годах.
У истоков проекта стояли С.В.Кириенко и его советник по конфессиональной политике С.Градировский.
1Цит.по: Гам же.
С.
62.
2См.: Гайнутдин Р.
Указ.соч.
С.
264 и далее.
■*См.: Мацузато К.
Указ.соч.
С.
133-134.

[Back]