Проверяемый текст
Семедов, Семед Абакаевич; Политический ислам в современном мире (Диссертация 2009)
[стр. 164]

164 По нашему мнению, наиболее удачным и более-менее реальным духовно-идеологическим и религиозно-политическим проектом, способным не только эффективно противостоять агрессии исламистов, но и сплотить полиэтничное и полнрслнгиозное российское общество на Северном Кавказе, является евразийская (пеоевразийская) концепция.
Несмотря на то, что евразийство —религиозная идеология, возникшая на основе православия, она неоднократно подтверждала свою высокую консолидирующую способность.
Квинтэссенцию евразийского православного универсализма
сформулирован руководитель Центра этнополитических и исламских исследований при Академии геополитических проблем Д.Ш.Халидов: «Не только пароды России, но народы СНГ, народы арабского мира, мусульманского мира смотрят с надеждой на Россию.
В свое время в 17 году Россия
дана идею всему миру, идею социальной справедливости, идею соцнапьной солидарности, идею братства.
Эта идея была по сути антиимпериалистической, антиглобалистской, антикапиталистической.
Эта идея объединила полмира...Но фундамент этой идеи был непрочен, фундамент безбожный, атеистический.
Наступило время для ревизии наших идей, тех идей, на которых объединялись народы всего мира, а не
только России...
Россия может дать миру новую идею, антиимпериалистическую,
антиглобалистскую» (74).
Из этой цитаты особенно четко виден как универсализм евразийской идеологии, так и ее религиозный характер.

Положительным моментом в этой идеологии является стремление к союзным отношениям ислама и православия, к сохранению единства России как уникального культурного мира и политического образования.
Евразийская
концепция вызывает одобрение большинства значимых мусульманских российских политиков.
«Национальная идея России находится именно в области евразийской идеологии.
Именно в евразийской трактовке она может быть приемлема для Чеченской Республики»1—говорил
Ахмат Кадыров.
! Цит.
по; Семедов, С.А.
Ислам в политике: идеология и практика / С.А.
Семедов.
М.: Экон-Информ, 2009.
С.
228.
[стр. 100]

100 под воздействием «идеологического распространения», примет ислам.
Сам принцип религиозной универсальности исключает возможность другой концепции», пишет Н.В.Жданов, излагая позицию исламистов12.
Естественно, православные политические проекты предполагают всемирный добровольный переход в православие.
Примером православного религиозно-политического проекта является, например, исоевразийство (к его сторонникам причислял себя А.С.Панарин, а Г.Джемаль рассматривается как один из основателей неоевразийства).
А.В.Митрофанова в своем исследовании убедительно демонстрирует, что евразийство религиозная идеология, возникшая на основе православия.
Она
же полагает, что «не следует обманываться внешним уважением к другим культурам, которое постоянно демонстрируют евразийцы», так как «евразийский проект является не локальным, а универсальным, то есть предполагает распространение евразийской идеологии но всему миру»3.
Руководитель Центра этнополитических и исламских исследований при Академии геополитических проблем Д.Ш.
Халидов,
обращаясь к Всероссийскому офицерскому собранию, сформулировал квинтэссенцию евразийского православного универсализма: «Не только народы России, но народы СНГ, народы арабского мира, мусульманского мира смотрят с надеждой на Россию.
В свое время в 17 году Россия
дала идею всему миру, идею социальной справедливости, идею социальной солидарности, идею братства.
Эта идея была по сути антиимпериалистической, антиглобалистской, антикапиталистической.
Эта идея объединила полмира.
Но фундамент этой идеи был непрочен, фундамент безбожный, атеистический.
Наступило время для ревизии наших идей, тех идей, на которых объединялись народы всего мира, а не
1НаІІспсгсШг С., У'езіегіипсі О.
Указ.соч.
Р.
6.
2Жданов Н.В.
Указ.соч.
С.
22.
3Миірофанова А.В.
Указ.соч.
С.
139.


[стр.,101]

101 только России...
Россия может дать миру новую идею, антиимпериалистическую,
антиглобалисткую»1.
Из этой цитаты особенно четко виден как универсализм евразийской идеологии, так и ее религиозный характер.

В последнее время список прозелитирующих религий расширяется (уже можно перейти в индуизм, иудаизм).
Возможно, это будет означать появление новых универсальных религиозных идеологий, но пока этого не произошло.
Следует также заметить, что, хотя буддизм является прозелитирующей религией, всемирных идеологий на его основе так и не возникло.
Это не означает, что буддизм в принципе не способен порождать религиозные идеологии: например, в Бирме предпринималась попытка построить «буддийский социализм».
Только ислам и христианство оказались способны дать жизнь множеству алт.терглобальных политических религий.
А.В.Митрофанова полагает, что только идеологии универсального характера можно называть настоящими политическими религиями, исключая из этой категории «национально-этнические религиозные проекты» и «политический фундаментализм»12.
Мы не можем согласиться с этой точкой зрения и поэтому выделяем паргикуляристскую и фундаменталистскую разновидности политических религий, которые будут рассмотрены ниже.
1.4.2.
Политические религии национально-этнического (партикуляристского) характера.
Исследуя мир политических религий, мы не можем не заметить, что часть из них не носит универсального характера, являясь 1 Халидов Д.Ш.
Выступление па Общероссийском офицерском собрании.
8 мая 2005 года находилось в Интернет по адресу: 1иір://ѵо52003.пагои.го/Ъа1к)оѵ.1ііт 2Митрофанова А.В.
Указ.соч.
С.
77.


[стр.,315]

315 «русификации» российского ислама, есть намеренная провокация, направленная на стравливание православных и мусульман России»1.
Разумеется, после такой негативной реакции всей заинтересованной общественности проект быстро был объявлен неудачным и свернут.
Мы оцениваем проект «русский ислам» как откровенно искусственный и обреченный на отсутствие поддержки исламских масс (и православных тоже).
Такой проект, даже при государственной поддержке, не смог бы стать идейной альтернативой радикальному исламизму.
Более адекватным ситуации проектом нам представляется евразийство (неоевразийство).
Положительным в этой идеологии является стремление к союзным отношениям православия и ислама, к сохранению единства России как уникального культурного мира и политического образования.
Евразийская
идеология вызывает одобрение большинства значимых мусульманских и немусульманских российских политиков, сс также поддерживает президент Казахстана Н.Назарбаев.
«Национальная идея России находится именно в области евразийской идеологии.
Именно в евразийской трактовке она может быть приемлема для Чеченской Республики»
говорил покойный Ахмат Кадыров1.
Разумеется, следует помнить, что разные политические силы могут подразумевать под «евразийством» разные вещи.
В Поволжье (Уфа) базируется Центральное духовное управление мусульман России во главе с Талгатом Таджутдином, проявившим себя сторонником радикальной версии евразийства.
Таджутдии рассматривается исламским сообществом России как фигура неоднозначная, так как он выступает за сближение православия и ислама с таких крайних позиций, что это можно принять за призыв к слиянию 1Цит.по: Мухарямов II.
Указ.соч.
С.
52.

[Back]