165 Будучи одним из современных выразителей неоевразийской мысли, А.С.Панарин писал: «Русским и тюркам, православным и мусульманам, как и другим народам, являющимся автохтонами евразийского Континента, предстоит осознать особую континентальную идентичность. .. .России предстоит отвлечь мусульманство от западнической ереси и вдохновленного ею самоубийственного пиратства и заново интегрировать его в систему великого континентального синтеза. Сегодня в России и в постсоветском пространстве мусульмане нередко выступают диссидентами великого континента... Речь идет не о том, чтобы усмирить этих диссидентов силой или заставить их молчать. Мусульмане полноправные наследники евразийского единства, их специфически дар, потенциал их религии и культуры необходимы для восстановления величия Континента и выстраивания его идентичности»1. Разумеется, следует помнить, что разные политические силы могут подразумевать под «евразийством»’разные вещи. Сами по себе евразийские идеи, на наш взгляд, действительно обладают большим потенциалом в качестве возможной альтернативы радикальному исламизму. Однако евразийская идеология нуждается в дополнительном осмыслении и переработке, в том числе со стороны мусульманских мыслителей. Проблема заключается в том, что таких мыслителей нет ни в России, ни в странах СНГ. Всем заинтересованным сторонам, включая лидеров официального ислама, понятно, что для выработки идейной альтернативы исламизму необходимо «повышение образовательного и богословского уровня действующих имамов»2. Этот уровень в настоящий момент является недостаточным для идейного противостояния исламистам. Башкирский социолог Р.Галлямов на основании собственных полевых исследований (интервью), приходит к пессимистическому выводу: «подавляющее большинство нынешних молодых имамов обладает довольно средними интеллектуальные способностями; весьма скромно закончив 1 Панарин, А.С. Глобальное политическое прогнозирование / А.С. Панарин. М : Алгоритм, 2000-278-279. *Гайяутднн, Р. Ислам в современной России / Р. Гайнутдин. ML: 2004. С. 180. |
317 евразийские идеи, на наш взгляд, действительно обладают большим потенциалом в качестве возможной альтернативы радикальному исламизму. Однако евразийская идеология нуждается в дополнительном осмыслении и переработке, в том числе, со стороны мусульманских мыслителей. Проблема заключается в -гом, что таких мыслителей нет ни в России, ни в странах СНГ. Всем заинтересованным сторонам, включая лидеров официальною ислама, понятно, что для выработки идейной альтернативы исламизму необходимо «повышение образовательного и богословского уровня действующих имамов»1. Этот уровень в настоящий момент является недостаточным для идейного противостояния исламистам. Башкирский социолог Р.Галлямов, на основании собственных полевых исследований (интервью), приходит к пессимистическому выводу: «подавляющее большинство нынешних молодых имамов обладает довольно средними интеллектуальными способностями; весьма скромно закончив в свое время среднюю школу, имеет невысокий общеобразовательный уровень и не может похвастаться широкой эрудицией в светских вопросах. Многие из них завершили свое светское образование в профессионально-технических училищах или даже в неполной общеобразовательной школе. Это наблюдение справедливо и по отношению к некоторым из тех, кто затем получил духовное образование в ведущих исламских учебных заведениях дальнего зарубежья»12. То же самое применительно к Центральной Азии сообщают казахстанские исследователи3. По всей видимости, ответа на идейный вызов исламизма стоит ждать не от улемов, а от той же религиозно ориентированной 1І'айиугдин Р. Указ.соч. С. 180. 2Галлямов Р. Указ.соч. С. 82. 3См.: Абишева М.. Шаймергенов Т. Указ.соч. С. 88-89. |