Проверяемый текст
Семедов, Семед Абакаевич; Политический ислам в современном мире (Диссертация 2009)
[стр. 44]

ве, гак как это выходит за рамки политической науки и составляет предметную область основного богословия.
В то же время политологию как науку, изучающую такие категории, как политическое сознание и политическая культура, оказывающие непосредственное влияние на политическое поведение субъектов социально-политических отношений, не может не интересовать определенная позиция в духовно-нравственном пространстве, избранная каждой личностью в процессе ее духовного внутреннего самоопределения, т.е.
вера.
В своей работе «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) Э.Дюркгейм ушел от классического представления о том, что религия представляет собой веру в сверхъестественное.
По мнению исследователя, религия представляет собой чувство священного.
Он писал: «Разделение мира на две области, из которых одна включает в себя все, что священно, другая все, что является светским, такова отличительная черта религиозного мышления»1.
Идея Дюркгейма представляет ценность, но только на основе его труда нельзя понять сущность религиозного сознания.
Дюркгейма, как социолога, больше интересовали социальные функции религии, чем восприятие священного самим религиозным сознанием.

В этом смысле к современному пониманию сущности религии более близко подошел М.Элиаде, который в своей работе «Священное и мирское» (1956 г.) высказал важную мысль: для религиозного сознания только мир священного существует реально.
Этот мир проявляется через мир профанного, в результате чего религиозный человек живет в освященном Космосе.
«Независимо от исторического контекста, в котором пребывает
homo геligiosus, он всегда верит, что существует абсолютная реальность, священное, которое не только возвышается над этим миром, но и проявляется в нем, делает его реальным», —пишет Элиаде12.
1Дюркгейм, Э.
Элементарные формы религиозной жизни.

Тотемичсская система в Австралии / Э.
Дюркгейм, сост.
и общ.
ред.
А.Н.
Красникова // Мистика.
Религия.
Наука.
Классики мирового религиоведения.

Антология.
М.: Канон+, 1998.
С.
216.
2Элиаде, М.
Священное и мирское / М.
Элиаде.
[Электронный ресурс].
Режим доступа: http/Avmv.iungland.ru/Librarv /EISvaIMir.htm.
[стр. 25]

25 ГЛАВА 1.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕІШОМ МИРЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Прежде чем начать анализ взаимоотношений между религией и политикой в современном мире, следует определить, что именно мы понимаем под религиейСвоей задачей мы ставим не формулированис понятия «религия», а ответ на инструментальный вопрос, ключевой для нашего исследования: где проходит грань между религией и «нерелигией»? Для этого мы хотели бы обратиться к работе Э.Дюркгейма «Элементарные формы религиозной жизни» (1912), так как именно здесь введена ключевая для нашего понимания религии категория «сакрального» (священного).
Э.
Дюркгейм ушел от классического представления о том, что религия представляет собой веру в сверхъестественное.

Он указал на очевидный факт, что понятие «сверхъестественного» предполагает представление о естественном ходе вещей, а значит знание законов природы и общества, которых нет, например, у примитивных народов.
Значит ли это, что у них нет и религии? Дюркгейм нашел собственный ответ на вопрос «что такое религия?»: религия чувство священного.
«Разделение мира на две области, из которых одна включает в себя все, что священно, другая — все, что является светским,— такова отличительная черта религиозного мышления»
писал он1.
Идея Дюркгсйма представляет ценность, но только на основе его зруда нельзя понять сущность религиозного сознания.
Дюркгейма, как социолога, больше интересовали социальные функции религии, чем восприятие священного самим религиозным сознанием.

Как позитивист, он нс ставил вопроса о реальном существовании сакрального мира.
1 Дюркгейм Э.
Элементарные формы религиозной жизни.

Тотемическая система в Австралии // Мистика.
Религия.
Наука.
Классики мирового религиоведения.

Литология.
Сост.
и общ.
рсд.
А.
Н.
Красникова.М.: Канои-г, 1998.
С.
216.


[стр.,26]

26 Пост-лозитивистское религиоведение заинтересовалось самой категорией сакрального особой реальности, проявляющейся в профанном мире.
Большое значение для формирования понимания сакрального в рамках этого подхода имела работа немецкого философа Р.Отто «Священное»'.
Впоследствии категорию священного разрабатывал М.Элиаде в работе «Священное и мирское» (.1956), где высказана важная мысль: для религиозного сознания только мир священного существует реально.
Этот мир проявляется через мир профанного, в результате чего религиозный человек живет в освященном Космосе.
«Независимо от исторического контекста, в котором пребывает:
Іюлю геіщіозиз, он всегда верит, что существует абсолютная реальность, священное, которое не только возвышается над этим миром, но и проявляется в нем и делает его реальным» писал Элиадс*2.
Религия, таким образом, это специфическое видение мира, не предполагающее каких-либо конкретных убеждений (например, веры в единого Бога).
«Маркер» религиозного сознания убежденность не только в том, что сакральный мир существует, но и в том, что события земного мира являются отражением сакральных событий или несут в себе сакральный смысл.
Именно этот сакральный смысл делает мирские события по-настоящему реальными.
На этой позиции основывает свой анализ один из крупнейших исследователей проблем религии и политики М.Юргенсмейср (ссылаясь, однако, лишь на Дюркгейма).
«Как подтвердили бы многие религиозные люди, Град Божий значительно реальнее любого, построечного людьми» пишет он3.
Соответственно, в ' Оно К.
Оая НеШцс: С'Ьст баз Іггаііопаіс іп сіег Мее без СібПІісЬсп інні зеіп ѴегЬіШпіз гит Кайопаіеп.
МііпсЬеп, 1947.
2 Элиадс М.
Священное и мирское.
Библиотека Юнпіанд.
30 мая 2009 года находилось в Интернет по адресу: Ітр:/Лѵ\ѵ\ѵ.іипдІапй.ги/БіЪга[у/ЕІЗѵаІГѵ1іг.Кіп) •*1иг§сіізтеуег М.
Засгійсе апсі Созтіс \Ѵаг // Ѵіоіепее аші (Ье Застой іп іЬе Мойегп Ѵ/огЫ.
Ей.Ьу Іиегцспзгпсусг М.
Б.: Ргапк Сазз, 1992.
Р.
109.

[Back]