Проверяемый текст
Семедов, Семед Абакаевич; Политический ислам в современном мире (Диссертация 2009)
[стр. 45]

45 Религия, таким образом, представляет собой специфическое видение мира, не предполагающее каких-либо конкретных убеждений (например, веры в единого Бога).
При этом «маркером» религиозного сознания выступает убежденность не только в том, что сакральный мир существует, но и в том, что события земного мира являются отражением сакральных событий или несут в себе сакральный смысл.
Именно этот сакральный смысл делает мирские события по-настоящему реальными.

На этой позиции основывает свой анализ
и один из крупнейших исследователей проблем религии и политики М.Юргенсмейер.
Он пишет: «Как подтвердили бы многие религиозные люди, Град Божий значительно реальнее любого, построенного людьми»1.
Данное утверждение касается представителей почти всех распространенных в мире религий.
По мнению В.И.Гараджи, «каждая религия претендует на обладание божественным откровением, т.е.
вечной истиной»12.
Поэтому религия всегда является тотальным, мировоззрением, определяющим образ жизни человека, политическое устройство общества, экономическую жизнь, базовые ценности культуры и т.д.
Разумеется, можно практиковать религию как культ, не имея при этом религиозного мировоззрения (то, что социологи называют «обрядовой религиозностью»).
Можно не иметь мировоззрения и не практиковать культа, но считать себя
христианином или мусульманином «по культуре».
Но если у человека в принципе есть религиозное мировоззрение, оно должно быть тотальным.

Вместе с тем сама по себе религия не может стать непосредственной основой политического действия.
Большинство политических режимов, установленных на основе религии, являются не теократическими в буквальном смысле, а идеократическими, то есть строятся не непосредственно на принципах религии, а на принципах соответствующей идеологии3.
Использование 1Jurgensincyer, М Sacrifice and Cosmic War / M.
Jurgensmeyer // Violence and the Sacred in the Modem World.
Ed.by JuergensmeycrM.L.: Frank Class, 1992.P.
109.
2 Гараджа, В.И.
Религиоведение / В.И.
Гараджа// Глава 5.
Секуляризация.
[Электронный ресурс].
Режим доступа: http://nauka-i-religia.narod.ru/religiIved/garadga/gl 5.html * См.: Митрофанова, А.В.
Религиозный фактор в мировой политике: па примере православия.
Дне....
д-ра полит, наук / А.В.
Митрофанова—М.: РГБ, 2006.
[стр. 26]

26 Пост-лозитивистское религиоведение заинтересовалось самой категорией сакрального особой реальности, проявляющейся в профанном мире.
Большое значение для формирования понимания сакрального в рамках этого подхода имела работа немецкого философа Р.Отто «Священное»'.
Впоследствии категорию священного разрабатывал М.Элиаде в работе «Священное и мирское» (.1956), где высказана важная мысль: для религиозного сознания только мир священного существует реально.
Этот мир проявляется через мир профанного, в результате чего религиозный человек живет в освященном Космосе.
«Независимо от исторического контекста, в котором пребывает: Іюлю геіщіозиз, он всегда верит, что существует абсолютная реальность, священное, которое не только возвышается над этим миром, но и проявляется в нем и делает его реальным» писал Элиадс*2.
Религия, таким образом, это специфическое видение мира, не предполагающее каких-либо конкретных убеждений (например, веры в единого Бога).
«Маркер» религиозного сознания убежденность не только в том, что сакральный мир существует, но и в том, что события земного мира являются отражением сакральных событий или несут в себе сакральный смысл.
Именно этот сакральный смысл делает мирские события по-настоящему реальными.
На этой позиции основывает свой анализ
один из крупнейших исследователей проблем религии и политики М.Юргенсмейср (ссылаясь, однако, лишь на Дюркгейма).
«Как подтвердили бы многие религиозные люди, Град Божий значительно реальнее любого,
построечного людьми» пишет он3.
Соответственно, в ' Оно К.
Оая НеШцс: С'Ьст баз Іггаііопаіс іп сіег Мее без СібПІісЬсп інні зеіп ѴегЬіШпіз гит Кайопаіеп.
МііпсЬеп, 1947.
2 Элиадс М.
Священное и мирское.
Библиотека Юнпіанд.
30 мая 2009 года находилось в Интернет по адресу: Ітр:/Лѵ\ѵ\ѵ.іипдІапй.ги/БіЪга[у/ЕІЗѵаІГѵ1іг.Кіп) •*1иг§сіізтеуег М.
Засгійсе апсі Созтіс \Ѵаг // Ѵіоіепее аші (Ье Застой іп іЬе Мойегп Ѵ/огЫ.
Ей.Ьу Іиегцспзгпсусг М.
Б.: Ргапк Сазз, 1992.
Р.
109.


[стр.,40]

40 религиозное мировоззрение не является тотальным, оно не религиозно в полной мере.
Разумеется, можно практиковать религию как культ, не имея при этом религиозного мировоззрения (то, что социологи называют «обрядовой религиозностью»).
Можно не иметь мировоззрения и не практиковать культа, но считать себя
католиком или православным «по культуре».
Но если у человека в принципе есть религиозное мировоззрение, оно должно быть тотальным.

Чтобы поставить под сомнение идею уникальности ислама, сравним ислам с христианством.
Мы попытаемся уйти от распространенного утверждения, что христианство на протяжении всей истории, якобы, основывалось на четком разделении духовного и светского, религии и политики, Бога и Кесаря.
Это утверждение настолько распространено, что никто не пытается его доказать, ссылаясь на него как на общеизвестную истину.
Например, А.В.Малашенко пишет, что в христианском мире нет религиозно-политического направления, тождественного исламизму, нет «христианизма», «и уж конечно» никакая политическая сила «не ссылается постоянно на выдержки из Библии при изложении политических программ»1.
Он также не видит в христианстве фигур, равнозначных исламистским идеологам Ваххабу или Кутбу.
Сложно сказать, чего в этих утверждениях больше —незнания христианства или специфического высокомерия исламоведов.
Православные политические философы, например, И.Ильин, И.Солоневич, Л.Тихомиров, Н.Устрялов не уступают упоминавшемуся выше С.Кутбу ни по степени религиозности, ни по радикализму, ни по объему цитирования Св.
Писания и Св.
Предания (кстати, творили они примерно в то же время, что и С.Кутб).
В мире действует множество христианских политических движений, которые при изложении своих

[стр.,322]

322 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исследование приводит к следующим выводам: 1.
Религия представляет собой специфическое видение мира, основанное на убеждении не только в том, что сакральный мир существует, но и в том, что события земного мира являются отражением сакральных событий или несут в себе сакральный смысл.
Именно этот сакральный смысл делает мирские события по-настоящему реальными.

Такой подход помогает связать мир политики с миром сакральных сущностей.
Например, властитель государства понимается как наместник Бога (Пророка) на Земле, военный конфликт как отражение сакральной борьбы Добра и Зла и т.д.
2.
Ислам не является уникальной религией в том отношении, что не отделяет религиозную сферу от политической (хотя многие автори тетные ученые и мусульманские теологи утверждают обратное).
Другие религии, в частности, три направления христианства (православие, католицизм, протестантизм), характеризуются идентичным подходом к политике.
Более того, не только в исламе, но и в других религиях, обыденная жизнь верующего регламентирована подробными и строгими правилами.
Представление об уникальности ислама возникло на почве его сравнения с западными версиями христианства, прошедшими через процесс секуляризации.
3.
Секуляризация может приводить к двум результатам (в том числе одновременно).
С одной стороны, происходит полное отделение религиозной сферы от политической (а также от других сфер жизни), после чего религия становится частным делом человека.
Однако, при этом сохраняется потребность в религиозной легитимизации политических процессов, которая удовлетворяется т.н.
«гражданскими религиями» идеологиями, закрепляющими характеристики священного за государством, его институтами и символами.
С другой стороны,

[Back]