Проверяемый текст
Семедов, Семед Абакаевич; Политический ислам в современном мире (Диссертация 2009)
[стр. 46]

при этом термина «теократия» поддерживает иллюзорное представление о том, что можно построить политическое сообщество непосредственно на религиозных принципах.
Как показывает история, построить такое сообщество можно только на ограниченный период времени и на ограниченном пространстве (город, коммуна, община), т.к.
теократические режимы являлись попытками непосредственно воплотить в жизнь религиозные принципы, нисколько не приспосабливая их к реальной действительности.
В этом смысле они могут быть приняты за идеал но идеал недостижимый, так как практическое руководство государством или другим крупным политическим сообществом неизбежно потребует отступлений от первоначальной доктрины.
Об этом справедливо писал И.А.Ильин, размышляя о том, почему церковь не должна непосредственно осуществлять политическую власть: «Тоталитарная церковь должна содержать армию и полицию...; она должна усмирять беспорядки,
собирать налоги, созидать флот, изощряться на всех кривых путях дипломатии...»1.
Для осуществления же политической деятельности необходимо то, что А.В.Митрофанова называет «политической религией»12, которая возникает в результате политизации «чистой» религии.
Учитывая сказанное, а также исходя из логики настоящей работы, представляется важным ответить на следующие вопросы.
Почему, собственно, возможна политизация религии? Что из себя представляет политизированная/политическая религия? Какие условия (причины) генерируют процесс политизации религии? Рассмотрим их по порядку.
В своей работе «Ислам в политике: идеология и практика» С.А.Семедов указывает на тот факт, что политизация религии не использование религии в политических целях, а процесс «проявления» политической 46 1Ильин, И.А.
Церковь и жизнь / И.А.
Ильин // Православие: pro et contra.
Осмысление роли Православия в судьбе России со стороны деятелей русской культуры и Церкви.
СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.
С.
402.
2См.: Митрофанова, А.В.
Религиозный фактор в мировой политике: на примере православия.
Дис....
д-ра полит, наук / А.В.
Митрофанова.
М.: РГБ, 2006.
С.
16.
[стр. 84]

84 «политическую религию», которую он понимает абсолютно в духе Фёгелина1.
При этом то, что мы понимаем под «политической религией», Линц называет «теократией».
Использование термина «теократия», на наш взгляд, поддерживает иллюзорное мнение, что можно построить политическое сообщество непосредственно на религиозных принципах.
Построить такое сообщество можно только на
оіраниченный период времени и на ограниченном пространстве (город, коммуна, община).
История знает немного примеров теократических режимов, но они никогда не распространялись на целые государства.
Всего год (1534—1535) просуществовала коммуна анабаптистов в Мюнстере (Вестфалия).
Анабаптисты упразднили деньги, торговлю, моногамную семью.
Горожане воспринимали себя как единую общину' зародыш нового религиозно-политического порядка, который связывался с наступлением Царства Божьего на Земле.
Несколько дольше около 20 лет — просуществовала теократическая диктатура Жана Кальвина в Женеве.
Первую мусульманскую общину' во главе с Мохаммедом тоже можно отнести к теократиям.
Теократические режимы являлись попытками непосредственно воплотить в жизнь религиозные принципы, нисколько не приспосабливая их к реальной действительности.
В этом смысле они могут быть приняты за идеал — но идеал недостижимый, так как практическое руководство государством или другим крупным политическим сообществом неизбежно потребует отступлений от первоначальной док-трины.
Об этом справедливо писал И.А.Ильин, размышляя о том, почему церковь не должна непосредственно осуществлять политическую власть: «Тоталитарная церковь должна содержать армию и полицию...; она должна усмирять беспорядки,1
1Ьіпг Ь.І.
Указ.соч.
Р.
134.

[Back]