Проверяемый текст
Семедов, Семед Абакаевич; Политический ислам в современном мире (Диссертация 2009)
[стр. 47]

составляющей религии1.
Утверждая, что не существует религий, свободных от политики (т.е.
каждая религия имеет политическую составляющую), автор аргументирует свою позицию, опровергая устоявшееся мнение об уникальности ислама как единственно политизированной религии.
С.Семедов пишет: «Мы пытаемся уйти от распространенного утверждения, что все христианство на протяжении всей истории, якобы, основывалось на четком разделении духовного и светского, религии и политики.
Бога и Кесаря.
Это утверждение настолько распространено, что никто не пытается его доказать, ссылаясь на него как
па общеизвестную истину.
Например, А.В.Малашешсо пишет, что в христианском мире нет религиозно-политического направления, тождественного исламизму, нет «христианизма», «и уж конечно» никакая политическая сила «нс ссылаегся постоянно на выдержки из Библии при изложении политических профамм».
Он также не видит в христианстве фигур, равнозначных исламистским идеологам Ваххабу или Кутбу...

вместе с тем продолжает С.Семедов ...
Православные политические философы, например
И.Ильии, И.Солоневич, Л.Тихомиров, Н.Устрялов, не уступают упоминавшемуся выше Кутбу ни по степени религиозности, ни по радикализму, ни по объему цитирования Св.
Писания и Св.
Предания (кстати, творили они примерно в то же время, что и
Кутб).
В мире действуетмножество христианских политических движений, которые при изложении своих
политических профамм ссылаются на Библию или другие священные тексты.
Существует и понятие «христианизм» (а значит, есть и явление), которое употреблялось в прессе в связи с Сандинистской революцией 1979 года в Никарагуа.
В
современной российской прессе можно периодически увидеть слово (не будем пока называть его термином) «православизм».
Впервые это слово
употребил (опять же не как термин) русский философ С.Булгаков в одном из писем, и теперь оно постепенно входит в активный политический словарь.
Православизм то самое
47 1См.: Семедов, С.А.
Ислам в политике; идеология и практика / С.А.
Ссмедов.
М.: ЭконИнформ, 2009.
С, 56.
[стр. 40]

40 религиозное мировоззрение не является тотальным, оно не религиозно в полной мере.
Разумеется, можно практиковать религию как культ, не имея при этом религиозного мировоззрения (то, что социологи называют «обрядовой религиозностью»).
Можно не иметь мировоззрения и не практиковать культа, но считать себя католиком или православным «по культуре».
Но если у человека в принципе есть религиозное мировоззрение, оно должно быть тотальным.
Чтобы поставить под сомнение идею уникальности ислама, сравним ислам с христианством.
Мы попытаемся уйти от распространенного утверждения, что христианство на протяжении всей истории, якобы, основывалось на четком разделении духовного и светского, религии и политики, Бога и Кесаря.
Это утверждение настолько распространено, что никто не пытается его доказать, ссылаясь на него как
на общеизвестную истину.
Например, А.В.Малашенко пишет, что в христианском мире нет религиозно-политического направления, тождественного исламизму, нет «христианизма», «и уж конечно» никакая политическая сила «не ссылается постоянно на выдержки из Библии при изложении политических программ»1.
Он также не видит в христианстве фигур, равнозначных исламистским идеологам Ваххабу или Кутбу.

Сложно сказать, чего в этих утверждениях больше —незнания христианства или специфического высокомерия исламоведов.
Православные политические философы, например,
И.Ильин, И.Солоневич, Л.Тихомиров, Н.Устрялов не уступают упоминавшемуся выше С.Кутбу ни по степени религиозности, ни по радикализму, ни по объему цитирования Св.
Писания и Св.
Предания (кстати, творили они примерно в то же время, что и
С.Кутб).
В мире действует множество христианских политических движений, которые при изложении своих


[стр.,41]

41 политических программ ссылаются на Библию или другие священные тексты.
Существует и понятие «христианизм» (а значит, есть и явление), которое употреблялось в прессе в связи с сандинистской революцией 1979 года в Никарагуа12.
В
совремеішой российской прессе можно периодически увидеть слово (не будем пока называть его термином) «православизм».
Впервые это слово
угклребил (опять же, не как термин) русский философ С.Булгаков в одном из писем и теперь оно постепенно входит в активный политический словарь3.
Православизм то самое
религиозно-политическое направление в христианстве, тождественное исламизму, существование которого отрицает А.ІЗ.Малашенко.
Начнем с того, что христианство не едино, и различия суннитов / шиитов иногда кажутся малозначительными по сравнению с обилием богословских, ритуальных, юридических, экклезиастических и прочих различий между православием, католичеством и протестантизмом.
Однако при этом подобные исламским представления об идеальном усіройстгзе политического сообщества были исторически присущи и православию, и католичеству, которые считали светскую власть неотделимой от духовной, а политического лидера наместником Бога, ответственным за спасение душ подданных.
Выражаясь в терминах Б.
Тиби, «фундаментализм во всех религиях являет собой мировоззрение, основывающееся на божественном порядке»4.
Эту идею подробно анализирует Л.А.Андреева, демонстрируя, что и в православии, и в католичестве значительное место занимает идея наместничества представление о земном властителе как наместнике 1Малашенко А.В.Исламская альтернатива к исламистский проект.
М.: Весь мир, 2006.
С.
64.
2Митрофанова А.В.
Политизация «православного мира».М.: Наука, 2004.
С.
95.
3См., например: Сендеров В.
Фантомы языка и политика // Вестник Европы.
2002.
№ 7-8.
30 мая 2009 года находилось в Интернет по адресу: Ь«р.7/шаёагіпез.шУ5.ги/ѵе5Іпік/2002/7/зеп.Ыт1; 4Тиби Ь.
Указ.соч.

[Back]