Проверяемый текст
Семедов, Семед Абакаевич; Политический ислам в современном мире (Диссертация 2009)
[стр. 48]

религиозно-политическое направление в христианстве, тождественное исламизму, существование которого отрицает А.В.Малашенко» .
Различия между суннитами и шиитами, по мнению С.Семедова, иногда кажутся малозначительными по сравнению с обилием богословских, ритуальных, юридических, экклезиастических и прочих различий между православием, католичеством и протестантизмом.
Однако при этом подобные исламским представления об идеальном
устройстве политического сообщества были исторически присущи и православию, и католичеству, которые считали светскую власть неотделимой от духовной, а политического лидера наместником Бога, ответственным за спасение душ подданных2.
Вместе с тем не все мусульманские теоретики признавали неразрывность единства религии и политики в исламе.
Смысл исламского модернизма или реформаторства заключался именно в
очищения ислама от политики и превращении его в религию личного спасения.
Так, один из реформаторов, Али Абд ар-Разик,
полагал, что Мухаммад был только пророком и его проповедь не носила политической направленности.
«Все, что ислам дал в виде закона...
не имеет ничего общего с методами политической власти...
Это было только религиозным кодексом, связанным исключительно с поклонением Богу...», писал он3.

В рамках русского православия тоже выделились две противостоящие друг другу позиции.
Одна настаивает на полном квиетизме Церкви и вообще православных людей, другая столь же жестко требует от православия участвовать в
политике4.
Мы только можем сказать, что сколько бы официальные религиозные лидеры и богословы ни настаивали на недопустимости политизации православия или ислама, социально-экономическая ситуация складывает1 Семсдов, С.Л.
Ислам в политике: идеология и практика / С.А.
Ссмедов.
М.: ЭконИнформ, 2009.
С.
1 9 -2 0 .
2См.: Там же.
С.
20.
3 Цит.
по: Стеланянц, М.Т.
Мусульманские концепции в философии и политике.
XIX XX век / М.Т.
Степанянц.
М.: Наука, 1982.
С.
112.
4 Алферов, Т.
Может ли Церковь быть аполитичной? / Т.
Алферов // Советская Россия.
23 сентября 1993.
48
[стр. 41]

41 политических программ ссылаются на Библию или другие священные тексты.
Существует и понятие «христианизм» (а значит, есть и явление), которое употреблялось в прессе в связи с сандинистской революцией 1979 года в Никарагуа12.
В совремеішой российской прессе можно периодически увидеть слово (не будем пока называть его термином) «православизм».
Впервые это слово угклребил (опять же, не как термин) русский философ С.Булгаков в одном из писем и теперь оно постепенно входит в активный политический словарь3.
Православизм то самое религиозно-политическое направление в христианстве, тождественное исламизму, существование которого отрицает А.ІЗ.Малашенко.
Начнем с того, что христианство не едино, и различия суннитов / шиитов иногда кажутся малозначительными по сравнению с обилием богословских, ритуальных, юридических, экклезиастических и прочих различий между православием, католичеством и протестантизмом.
Однако при этом подобные исламским представления об идеальном
усіройстгзе политического сообщества были исторически присущи и православию, и католичеству, которые считали светскую власть неотделимой от духовной, а политического лидера наместником Бога, ответственным за спасение душ подданных.
Выражаясь в терминах Б.
Тиби, «фундаментализм во всех религиях являет собой мировоззрение, основывающееся на божественном порядке»4.
Эту идею подробно анализирует Л.А.Андреева, демонстрируя, что и в православии, и в католичестве значительное место занимает идея наместничества представление о земном властителе как наместнике 1Малашенко А.В.Исламская альтернатива к исламистский проект.
М.: Весь мир, 2006.
С.
64.
2Митрофанова А.В.
Политизация «православного мира».М.: Наука, 2004.
С.
95.
3См., например: Сендеров В.
Фантомы языка и политика // Вестник Европы.
2002.
№ 7-8.
30 мая 2009 года находилось в Интернет по адресу: Ь«р.7/шаёагіпез.шУ5.ги/ѵе5Іпік/2002/7/зеп.Ыт1; 4Тиби Ь.
Указ.соч.


[стр.,57]

57 проводивший аборты на поздних сроках беременности (ранее в его клинику подкладывали бомбу, а в 1993 г.
в Тиллера стрелял активист движения против абортов).
В отдаленной перспективе радикалы стремятся совершить в США христианскую революцию и принести законодательство в соответствие с Библией12.
Заканчивая краткий обзор политических концепций различных религий, добавим, что не все мусульманские теоретики Нового Времени признавали неразрывность единства политики и религии в исламе.
Смысл исламского модернизма или реформаторства заключался именно в
очищении ислама от политики и превращении его в религию личного спасения.
Так, один из реформаторов, Али Абд ар-Разик
(ум.
в 1966), полагал, что Мухаммад был только пророком и его проповедь не носила политической направленности.
«Все, что ислам дал в виде закона...
не имеет ничего общего с методами политической власти...
Это было только религиозным кодексом, связанным исключительно с поклонением Богу...» писал он3.

Поэтому ар-Разик считал необоснованными представления о том, что халифы являются преемниками Пророка и характеризует их как светских правителей, а государственные институты халифата (включая шариатские суды) как светские учреждения4.
Сложно поверить, но в исламе тоже есть направление политического квиетизма, которое еще в 1960-е годы было широко распространено.
В Советском Союзе квиетизм во всех религиях поощрялся государством и это принесло свои плоды.
До сих пор для официальных представителей духовных управлений мусульман в России и в большинстве стран СНГ «характерно стремление видеть в исламе 1Цит по: Там же.
С.
58 2 См.: Іиегцепзгаеуег М.
Тегтог іп Іііе Міпсі оГСод: ТЬе ОІоЬаІ Кізс оГК.еІі§іои8 Ѵіоіепсе.
Вегкеіеу: ііпіѵ.
оГСаІіГогпіа Ргезя, 1999.
Р.
29.
3Цит.по: Степанянц М.Т.
Указ.соч.
С.
112.
4См.: Левин З.И.
Ислам и национализм...
С.
67.


[стр.,58]

58 сугубо религиозную, культовую сторону»1.
(Отметим, что эта цитата принадлежит А.В.Малашенко, который в той же статье, и в других своих работах настаивает на уникальности ислама в смысле отсутствия раздела между религией и политикой.
Как мы видим, он сам опровергает себя, доказывая, что квиетизм в исламе вполне реален.).
Лидеры политического ислама резко выступали против квиетистов.
По их вине, полагал Хомейни Коран, который является «Книгой нашей жизни» использовался только «на кладбищах и поминках»12.
В рамках русского православия тоже выделились две противостоящие друг другу позиции.
Одна настаивает на полном квиетизме Церкви и вообще православных людей, другая столь же жестко требует от православия участвовать в
политике3.
Мы можем только сказать, что сколько бы официальные религиозные лидеры и богословы ни настаивали на недопустимости политизации православия, социально-экономическая ситуация складывается так, что даже очень религиозные люди не могут оставаться вне политики.
И если РПЦ самоустранится от процессов политизации снизу, она рискует потерять то доверие народа, которое постоянно демонстрируют результаты социологических опросов.
1.2.
Процесс секуляризации и его результаты.
Наш анализ, проведенный в предыдущем параграфе, доказывает, что ислам нс представляет из себя уникального случая, и что в других мировых религиях тоже существует представление о единстве религии, политики и повседневной жизни верующего.
Откуда же взялась концепция «просто религии», лишенной малейшей связи с политикой, 1 Малашенко Л.В.
Ислам и политика в государствах Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ.
1999.
Хе4.
С.
61.
1Великий Аятолла Имам Хомейни.
Завещание.
Б.м.
Б.г.
С.
5.
3 Алфёров Т..
иерей.
Может ли Церковь быть аполитичной? // Советская Россия.
23 сентября 1993.

[Back]