Проверяемый текст
Митрофанова, Анастасия Владимировна; Религиозный фактор в мировой политике (Диссертация 2005)
[стр. 55]

55 Взаимосвязь между вхождением развивающихся стран в мировую экономику и появлением там религиозно-политических движений давно стала очевидной для большинства ученых.
Эти страны первоначально с энтузиазмом заимствовали западные идеи и образ жизни, так как их
общества были уверены: имитация западных образцов быстро приведет к тому, что уровень их жизни сравняется с уровнем жизни на Западе.
Однако этого, по очевидным причинам, не произошло.
Неудача модернизации западного типа, стремление осуществить модернизацию на другой основе (например,
вместо западной ориентации на удовлетворение личных потребностей ориентироваться на потребности общества и государства) вызвали к жизни процесс политизации религии.
Соответственно, предполагаемым результатом политикорелигиозной борьбы является отнюдь не реставрация «древних традиций», а осуществление удачной и менее болезненной для большинства населения модернизации.

А политизация религии при этом характеризуется не возвращением в прошлое и не консервацией архаических элементов настоящего, а стремлением провести удачную модернизацию общества в самом широком смысле (от экономической до социальной и политической).
Неудача модернизации проявляется в ряде кризисов, которые М.З.Хусейн называет «кризисами развития»1.
Он выделяет пять таких кризисов: кризис идентичности; кризис распределения; кризис легитимности; кризис проникновения;
кризис участия.
Рассмотрим подробнее каждый из этих кризисов, опираясь главным образом на примеры из практики мусульманских стран и государств Латинской Америки, так как именно эти страны в бошей степени были подвержены политизации религии.
1.
Кризис идентичности.
Общество, подлежащее модернизации, не может рассматриваться ни как самодеятельное, ни как суверенное.
Оно объект модернизаторской воли.
Поэтому в модернистской системе мы встречаемся с более впечатляющим неравенством, чем традиционные виды сословного или ' См.: Husain, M.Z.
Global Islamic Politics / M.Z.
Husain.
N.Y.: Longman, 2003.
[стр. 179]

III.
ВЕРОЯТНОСТЬ ПРЕВРАЩЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ В ЗНАЧИМЫЙ ФАКТОР МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ ІИ.
1.
ПРИЧИНЫ ИДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПОЛИТИЗАЦИИ РЕЛИГИЙ Вопреки сложившимся стереотипам, политизация религии происходит не в традиционных, архаических обществах, где большинство населения активно исповедует религию (исполняет обряды, соблюдает обычаи, знает основы вероучения) а напротив, в обществах, достигших высокой степени модернизации и секуляризации.
Это происходит потому, что цель политической религии * ие возвращение в прошлое и не консервация архаических элементов настоящего, а стремление провести удачную модернизацию общества в самом широком смысле (от экономической до социальной и политической).
III.
1.1.
Причины политизации религий Взаимосвязь между вхождением развивающихся стран в мировую экономику и появлением там религиозно-политических движений давно стала очевидной для большинства ученых.
Так, «неожиданный» подъем политического ислама в конце 1970-х годов связывается с неудачными результатами модернизации, которая привела не к росту благосостояния и развитию экономики, а к целому ряду глубоких кризисов.
Хотя по идее (то есть, основываясь на опыте Запада), модернизация должна была привести к упадку религии, на практике имели место обратные процессы.
"Модернизация, пишет Дж.Эспозито, не просто не привела к прогрессирующей секуляризации, но и стала главным фактором возрождения ислама в мусульманских обществах"1.
Он указывает, что США рассматривали шахский Иран, заполненный западными советниками, как своего самого надежного союзника в мусульманском мире12.
Иранское общество на момент революции 1979 года нельзя было назвать «традиционным».
Иран уже пережил революцию 1906-1911 годов и более полувека конституционной монархии.
Династия Пехлеви правила всего лишь с 1Е$ро$ІСоIX.
Тііе Ыатіс Тйгеаі: МуіКог Кеаіііу? Ы.Ѵ., ОхГогб: ОхГогйШіѵегеііу Ргезз, 1992.
Р.11.
2Там же.
Р.18.
179

[стр.,180]

1925 года, но уже успела заменить многие традиционные институты на новые, скопированные с западных.
По словам Н.М.Мамедовой, «поражала массовость и скорость привнесения в иранское общество элементов европейской цивилизации»1.
В 1976 году шах Ирана заявил в интервью египетскому журналисту: «Я хочу, чтобы уровень жизни в Иране через десять лет достиг уровня сегодняшней Европы.
Через двадцать лет мы будем впереди Америки»12.
Перед нами очевидное стремление правящих слоев осуществить модернизацию по западному образцу.
Случившаяся всего лишь через три года революция отразила неудачу этого проекта модернизации.
Вернее, модернизация состоялась, но не принесла ожидаемого процветания.
Самым наглядным примером связи между политизацией религии и неудачной модернизацией является Алжир.
«Неожиданный» взрыв религиозного насилия в одной из самых вестернизированных и модернизированных стран Северной Африки вызвал у наблюдателей настоящий шок.
«То что происходит в Алжире с января 1992 г.
не укладывается в давно сложившиеся представления об этой уникальной стране Средиземноморья, в наибольшей степени впитавшей многообразные влияния Европы в области экономики, демографии, духовной жизни, общей и политической культуры» пишет, например, Р.Г.Ланда3.
Чуть ниже мы увидим, таким ли неожиданным был этот взрыв насилия и не являлся ли он закономерным результатом всей новейшей истории Алжира.
Мы полагаем, что появление политических религий каким-то образом связано с «открытием» развивающихся стран экономическому, политическому и культурному влиянию Запада.
Эти страны первоначально с энтузиазмом заимствовали западные идеи и образ жизни, так как их
граждане были уверены: имитация западных образцов быстро приведет к тому, что уровень их жизни сравняется с уровнем жизни на Западе.
Однако этого, по очевидным причинам, не произошло.
Неудача модернизации западного типа, стремление осуществить модернизацию на другой основе (например,
1Мамедова Н.М.
Иран: от монархии к республике.
Современное положение и перспективы// Мусульманскиестраны у границСНГ (Афганистан, Пакистан, Иран и Турция современное состояние, история и перспективы).
М.: ИВ РАН; Крафт+, 2001.С.
51.
2Цит.по: Дружиловский С.Б.
Исламская модель развития как альтернатива вестернизации восточного общества.
(Вопросытеории и практики) // Мусульманские страны у границСНГ...
С.
97.
3Ланда Р.Г.
Исламский фронтспасения Алжира//Ислам и исламизм.
Под общей редакцией Е.М.Кожокина.
М.: РИСИ, 1999.
С.
135.
180

[стр.,181]

вместо западной ориентации на удовлетворение личных потребностей, ориентироваться на потребности общества и государства) вызвали к жизни феномен политических религий.
Соответственно, предполагаемым результатом политикорелигиозной борьбы является отнюдь не реставрация «древних традиций», а осуществление удачной и менее болезненной для большинства населения модернизации.

О традициях начинают вспоминать на митингах как раз к тому времени, когда в результате модернизации от этих традиций мало что осталось.
Связь между модернизацией и политизацией религии помогает пролить некоторый свет на вопрос о том, можно ли говорить о политической религии в современной Саудовской Аравии.
По нашему мнению, речь идет об уникальном случае сохранения досовременных структур при том, разумеется, что страна восприняла некоторые внешние признаки модернизации.
Модернизация предполагает слом традиционной социальной структуры и замену ее на современную, в результате чего одші социальные группы исчезают, а другие появляются.
Однако, как отмечает А.И.Яковлев, в годы реформ короля Фейсала не произошло исчезновения каких-либо социальных групп или слоев они либо переживали внутреннюю трансформацию (шейхи племен становились предпринимателями или госслужащими и т.д.), либо «консервировались в своем изначальном качестве..., пассивно пользуясь плодами и процессом реформ»1.
В Саудовской Аравии даже не возникло современных политических институтов, позволяющих массам участвовать в управлении обществом, там до сих пор сохраняется абсолютная монархия.
Такая уникальная ситуация пользование благами модернизации без самой модернизации стала возможной благодаря нефтяным богатствам страны.
Религия Саудовской Аравии носит традиционный характер, она не относится к тому, что мы называем политическими религиями.
По всей видимости, чтобы саудовский ислам стал политической религией, этой стране необходимо пройти через болезненный процесс неудачной модернизации.
Неудача модернизации проявляется в ряде кризисов, которые М.З.Хусейн называет «кризисами развития».
Он выделяет пять таких кризисов: кризис идентичности; кризис распределения; кризис легитимности; кризис проникновения;
1ЯковлевА.И.
Социально-политические реформы на родине ислама иДом Саудидов // Ислам иисламизм...
С.
190.
181

[Back]