Проверяемый текст
Митрофанова, Анастасия Владимировна; Религиозный фактор в мировой политике (Диссертация 2005)
[стр. 57]

57 2.
Кризис распределения.
Религиозная идеология не может охватить широкие слои населения в обществе, где национальные богатства распределены более или менее равномерно.
Большинство развивающихся стран страдают от недостатка не только политической, но и экономической демократии: разрыв между бедными и богатыми здесь ненормально огромен.
Однако суть кризиса распределения заключается прежде всего в относительном обездоливании средних слоев населения, который сопровождается, благодаря знакомству с западной системой образования и глобальной культурой, одновременным ростом их притязаний.

Американский исследователь Т.Р.Гурр еще в 1970 году продемонстрировал, что люди восстают не тогда, когда живут в страшной (абсолютной) нищете, а тогда, когда их жизненные ожидания расходятся с их возможностями в рамках данной социальной системы.
Несоответствие тех
условии жизни, достойными которых люди себя считают (ценностными ожиданиями), и теми социальными обстоятельствами, которые они ощущают как возможные для себя в рамках данного общества (ценностными возможностями), Т.Гурр определяет как относительное обездоливание1.
В традиционном обществе, где каждый человек уверен, что занимает именно то место в обществе, для которого предназначен, такое несоответствие просто не может возникнуть.

Практически во всех странах мира политизации религии предшествовал период болезненных экономических реформ, которые часто не приводили к заявленным результатам, но зато превращали некогда уверенный в собственном благополучии средний класс в скопище неорганизованных бедняков, последним прибежищем для которых становилась религиозная идеология.
Исследователи отмечают, что бунты и восстания под исламскими лозунгами часто происходили на почве роста цен на необходимые товары в результате «программ структурной перестройки экономики» (например, в Египте в 1977 г., в Тунисе в 1978 г., в Марокко в 1982 г„ в Судане в 1985 г., в
1Gurr, T.R.
Why Men Rebel / T.R.
Gurr.
Princeton, N.J.: Princeton Univ.Press, 1970.
P.
37.
[стр. 183]

рассматривал религию с чисто прагматических позиций, как один из факторов, скрепляющих государственное единство1.
Идея исламского государства, отмечает А.Д.Савватеев, возникла у Аслана Масхадова достаточно поздно, в связи с тейповой разрозненностью и полной дезорганизацией светских институтов12.
Только 3 февраля 1999 года (через восемь лет после начала сепаратистских процессов) Масхадов официально провозгласил шариатское правление, образовалось министерство шариатской безопасности и началось приведение законодательства в соответствие с шариатом.
Первоначально, однако, это должен был быть неваххабисгский ислам.
Еще в марте 1999 года Масхадов, выступая на митинге, объявил, что ваххабизм насаждают в Чечне евреи через Саудовскую Аравию: «Нас пытаются превратить в афганских талибов послушное орудие запада на Кавказе.
Мы сунниты накшбандийского и кадирийского толка, и другому исламу в Чечне не бывать»3.
Тем не менее, уже через несколько лет эти идеи оказались вытеснены на периферию общественного сознания более мощной идеологией политического неоваххабизма.
Таким образом, в Чечне в кратчайшие исторические сроки можно было наблюдать становление и поражение светского националистического проекта, который, как показывает А.Д.Савватеев, сначала превратился в проект создания национального государства на основе суфийского ислама, а затем был принесен в жертву «международным исламским идеям»4.
(2) Кризис распределения является, возможно, самой важной причиной политизации религий.
Религиозная идеология не может охватить широкие слои населения в обществе, где национальные богатства распределены более или менее равномерно.
Большинство развивающихся стран страдают от недостатка не только политической, но и экономической демократии: разрыв между бедными и богатыми здесь ненормально огромен.
Однако суть кризиса распределения заключается прежде всего в относительном обездоливании средних слоев населения, который сопровождается, благодаря знакомству с западной системой образования и глобальной культурой, одновременным ростом их притязаний.

1Савватссв А.Д.
Ислам и политика в Чеченской Республике ИОбщественные науки и современность.
2000.
X»2.
С.
85.
2Там же.
С.87.
3Цит.по: Там же.
С.89.
4Там же.
С.
94.
183

[стр.,184]

Американский исследователь Т.Р.Гурр еще в 1970 году продемонстрировал, что люди восстают не тогда, когда живут в страшной (абсолютной) нищете, а тогда, когда их жизненные ожидания расходятся с их возможностями в рамках данной социальной системы.
Несоответствие тех
условий жизни, достойными которых люди себя считают (ценностными ожиданиями) и теми социальными обстоятельствами, которые они ощущают как возможные для себя в рамках данного общества (ценностными возможностями) Гурр определяет как относительное обездоливание1.
В традиционном обществе, где каждый человек уверен, что занимает именно то место в обществе, для которого предназначен, такое несоответствие просто не может возникнуть.

Для лучшего понимания механизма кризиса распределения, рассмотрим подробнее изменения социально-экономической ситуации в Алжире непосредственно перед взрывом религиозного насилия.
Алжир являет характерный пример относительного обездоливания: дело ие в том, что люди живут и всегда жили в нищете, а в том, что ухудшение приходит на смену периоду относительного улучшения (сопровождавшегося ростом ожиданий).
Р.Г.
Ланда отмечает, что «общее ухудшение положения воспринималось алжирцами особенно болезненно после относительного процветания 1975-1985 гг., когда производство на душу населения выросло с 850 до 2564 долларов, когда уже в 1980 году было 52% его проживало в городах и, следовательно, больше нуждалось в социальных гарантиях и эффективной социальной политике властей»12.
В середине 1980-х годов в Алжире сокращаются расходы на социальные нужды, которые в прошедшее десятилетие были относительно высокими.
В связи с ростом внешней задолженности (1975 4.6 миллиарда долларов, 1985 20 миллиардов долларов, 1987 26.7 миллиардов долларов) с середины 1980-х годов сокращаются закупки продовольствия3.
В начале 1990-х годов выплаты внешнего долга по требованиям МВФ приводят к резкому росту цен на основные продукты питания (ранее эти продукты субсидировались 1Сшт Т.К..
\ѴЬуМеп КеЬеІ.
Ргіпсеіоп, N.1.: РгІпсеіоп 11піѵ.Ргс$з, 1970.
Р.
37.
Цит.по: Низаіп М.2.
Указ.соч.
Р.
149.
2Ланда Р.Г.
Указ.соч.
С.
139-140.
3Там же.
С.
139.
184

[стр.,185]

государством).
С 1994 по 1997 год покупательная способность населения Алжира сократилась наполовину1.
Не только в Алжире, но и практически во всех странах мира политизации религии предшествовал период болезненных экономических реформ, которые часто не приводили к заявленным результатам, но зато превращали некогда уверенный в собственном благополучии средний класс в скопище неорганизованных бедняков, последним прибежищем для которых становилась религиозная идеология.
Исследователи отмечают, что бунты и восстания под исламскими лозунгами часто происходили на почве роста цен на необходимые товары в результате «программ структурной перестройки экономики» (например, в Египте в 1977 г., в Тунисе в 1978 г., в Марокко в 1982 г., в Судане в 1985 г., в
Алжире в 1988 г., в Иордании в 1989 и 1997 г.)12.
Бразильское «экономическое чудо» начала 1970-х годов означало модернизацию общества и одновременную маргинализацию сельских и городских беднейших слоев3.
Политизация индуизма в начале 1990-х годов была, по мнению Дж.Хейнса, непосредственным результатом экономической либерализации 1980-х годов, которая привела к расслоению индийского общества на сверхбогатых и крайне бедных4.
В традиционном обществе, не прошедшем через модернизацию, такое расслоение воспринималось бы как нормальное, но Индия к тому времени уже успела сделать несколько шагов по пути социалистического развития, поэтому резкое падение уровня жизни и статуса вызвало у людей ощущение жестокой несправедливости.
Уже в 1992 году политический индуизм представлял собой значительную силу: именно в этом году индуисты разгромили мечеть в г.Айодхья, якобы построенную на месте рождения бога Рамы.
Процессы падения уровня жизни предшествовали и вспышке политического католицизма в Латинской Америке: там шло постоянное обезземеливание крестьян (например, в Сальвадоре безземельные крестьяне составляли в 1961 году 11 % сельского населения, а в 1975 уже 40 %; в 1Бабкин С.Э.
Движения политического ислама в Северной Африке.
М.: ИИИиБВ, ИВ РАН, 2000.
С.
16.
2СйасІЬіапN.
Роіііісаі Ізіат апсі Ѵіоіепсе//КеѵѵРоіііісаі Зсіспсе.
2000.
ѴоІ.
22.
№ I.
Р.
83.
3Вгипеаи ТЬ.С.
ВгагіІ: іЬе СаіЬоІіс СЬигсй апй Ва$іс Сіігізііап Соіптипіііез // Кеіщіоп аші Роіііісаі СопЛісі іп Ьаііп Ашегіса.
Еб.Ьу ШІХеѵіпе.
Сііареі НШ&Іхшсіоп: ТЬе Ііпіѵегзііу оШогіЬ Сагоііпа Ргезз, 1986.
Р.
109.
4Наупезі.
Кеіідіоп іп СІоЬа! Роіііісз.
I., Ы.Ѵ.: Ьоп§тап, 1998.
Р.170.
183

[Back]