Алжире в 1988 г., в Иордании в 1989 и 1991 г.). Бразильское «экономическое чудо» начала 1970-х годов означало модернизацию общества и одновременную маргинализацию сельских и городских беднейших слоев1. Политизация индуизма в начале 1990-х годов была, по мнению Дж.Хсйнса, непосредственным результатом экономической либерализации 1980-х годов, которая привела к расслоению индийского общества на сверхбогатых и крайне бедных12. В традиционном обществе, не прошедшем через модернизацию, такое расслоение воспринималось бы как нормальное, но Индия к тому времени уже успела сделать несколько шагов по пути социалистического развития, поэтому резкое падение уровня жизни и статуса вызвало у людей ощущение жестокой несправедливости. Уже в 1992 году политический индуизм представлял собой значительную силу: именно в этом году индуисты разгромили мечеть в г.Айодхья, якобы построенную на месте рождения бога Рамы. Процессы падения уровня жизни предшествовали и вспышке политического католицизма в Латинской Америке: там шло постоянное обезземеливание крестьян (например, в Сальвадоре безземельные крестьяне составляли в 1961 году 11 % сельского населения, а в 1975 уже 40 %; в Бразилии их число на 1950 год составляло 19,2 % сельского населения, а в 1975 г. —38,1 %), доходы рабочего класса падали, а условия его жизни ухудшались3. 3. Кризис легитимности. Он заключается в том, что население страны не признаетза правительством законного права на власть. Между правящей элитой и большинством граждан возникает ценностный разрыв, приводящий к утрате властью народного доверия. Элиты, проникнутые западными ценностями, слишком оторваны от большинства населения, к тому же они получа1Bruneau, Th.C. Brazil: the Catholic Church and Basic Christian Communities / Th.C. Bruneau // Religion and Political Conflict in Latin America. Ed.by D.H.Levine. Chapel Hill & London: The University of North Carolina Press, 1986. P. 109. 2 Haynes, J. Religion in Global Politics / J. Haynes L., N.Y.: Longman, 1998. P. 170. 3 См. об этом: Berryman, Ph. El Salvador: From Evangelization to Insurrection / Ph. Berryman // Religion and Political Conflict in Latin America... P. 63; Католическая церковь в социально-политической борьбе в странах Латинской Америки / Реферативный сборник. М.: ИНИОН АН СССР, 1983. С. 127, и др. 58 |
государством). С 1994 по 1997 год покупательная способность населения Алжира сократилась наполовину1. Не только в Алжире, но и практически во всех странах мира политизации религии предшествовал период болезненных экономических реформ, которые часто не приводили к заявленным результатам, но зато превращали некогда уверенный в собственном благополучии средний класс в скопище неорганизованных бедняков, последним прибежищем для которых становилась религиозная идеология. Исследователи отмечают, что бунты и восстания под исламскими лозунгами часто происходили на почве роста цен на необходимые товары в результате «программ структурной перестройки экономики» (например, в Египте в 1977 г., в Тунисе в 1978 г., в Марокко в 1982 г., в Судане в 1985 г., в Алжире в 1988 г., в Иордании в 1989 и 1997 г.)12. Бразильское «экономическое чудо» начала 1970-х годов означало модернизацию общества и одновременную маргинализацию сельских и городских беднейших слоев3. Политизация индуизма в начале 1990-х годов была, по мнению Дж.Хейнса, непосредственным результатом экономической либерализации 1980-х годов, которая привела к расслоению индийского общества на сверхбогатых и крайне бедных4. В традиционном обществе, не прошедшем через модернизацию, такое расслоение воспринималось бы как нормальное, но Индия к тому времени уже успела сделать несколько шагов по пути социалистического развития, поэтому резкое падение уровня жизни и статуса вызвало у людей ощущение жестокой несправедливости. Уже в 1992 году политический индуизм представлял собой значительную силу: именно в этом году индуисты разгромили мечеть в г.Айодхья, якобы построенную на месте рождения бога Рамы. Процессы падения уровня жизни предшествовали и вспышке политического католицизма в Латинской Америке: там шло постоянное обезземеливание крестьян (например, в Сальвадоре безземельные крестьяне составляли в 1961 году 11 % сельского населения, а в 1975 уже 40 %; в 1Бабкин С.Э. Движения политического ислама в Северной Африке. М.: ИИИиБВ, ИВ РАН, 2000. С. 16. 2СйасІЬіапN. Роіііісаі Ізіат апсі Ѵіоіепсе//КеѵѵРоіііісаі Зсіспсе. 2000. ѴоІ. 22. № I. Р. 83. 3Вгипеаи ТЬ.С. ВгагіІ: іЬе СаіЬоІіс СЬигсй апй Ва$іс Сіігізііап Соіптипіііез // Кеіщіоп аші Роіііісаі СопЛісі іп Ьаііп Ашегіса. Еб.Ьу ШІХеѵіпе. Сііареі НШ&Іхшсіоп: ТЬе Ііпіѵегзііу оШогіЬ Сагоііпа Ргезз, 1986. Р. 109. 4Наупезі. Кеіідіоп іп СІоЬа! Роіііісз. I., Ы.Ѵ.: Ьоп§тап, 1998. Р.170. 183 Бразилии их число на 1950 год составляло 19.2 % сельского населения, а в 1975 г. 38.1 %), доходы рабочего класса падали, а условия его жизни ухудшались1. (3) Кризис легитимности. Он заключается в том, что население страны не признает за правительством законного права на власть. Между правящей элитой и большинством граждан возникает ценностный разрыв, приводящий к утрате властью народного доверия. Элиты, проникнутые западными ценностями, слишком оторваны от большинства населения, к тому же они получают экономическую выгоду от тех самых изменений, которые приводят к падению уровня жизни народа. Размывание легитимности вынуждает правящие режимы прибегать к жестким, диктаторским методам управления. Они идут на все менее и менее популярные меры, что ведет к дальнейшему снижению уровня народного доверия. Такая ситуация отмечалась во всех странах, где впоследствии произошла политизация религии. Так, например, процессы экономической либерализации в Иране нс сопровождались либерализацией политической жизни, более того, власть шаха приобретала черты личной диктатуры2. В Сирии организация «Братья-мусульмане» радикализировалась и перешла к террористическим действиям во многом благодаря тому, что после военного путча 1970 г. президент Ассад установил в стране полицейский режим. Диктаторский характер власти является серьезным показателем се нелегитимности. В странах Латинской Америки политическая ситуация накануне появления политического католицизма была особенно напряженной. Как раз в это время к власти в большинстве латиноамериканских стран пришли антидемократические военные режимы, при которых армия, полиция или «неустановленные лица» убивали как политических повстанцев, так и простых крестьян. Ситуация была особенно тяжелой в Гватемале и Сальвадоре. Даже в Бразилии, которая считалась относительно демократической страной, после путча 1964 года были ликвидированы большинство общественных движений, а их лидеры посажены в тюрьму; так называемые «эскадроны смерти» в массовом порядке убивали бедняков. 1См.: Вепутап РЬ. Е1Заіѵайог: Ргош Еѵагщеіігаііоп іо іпзштесііоп// Яе!і§іоп апб Роіііісаі СопЯісІ іп Ьаііп Ашегіса... Р. 63; Католическая церковь в социальнополитической борьбе в странах Латинской Америки. Реферативный сборник. М.: ИНИОН АН СССР, 1983. С. 127. ‘ Мамедова Н.М. Указ.соч. С. 56. 186 |