Проверяемый текст
Митрофанова, Анастасия Владимировна; Религиозный фактор в мировой политике (Диссертация 2005)
[стр. 59]

ют экономическую выгоду от тех самых изменений, которые приводят к падению уровня жизни народа.
Размывание легитимности вынуждает правящие режимы прибегать к жестким, диктаторским методам управления.
Они идут на все менее и менее популярные меры, что ведет к дальнейшему снижению уровня народного доверия.
Такая ситуация отмечалась во всех странах, где впоследствии произошла политизация религии.
Так, например, процессы экономической либерализации в Иране
не сопровождались значительным усилением личной диктатуры власти шаха1.
В Сирии организация «Братьямусульмане» радикализировалась и перешла к террористическим действиям во многом благодаря тому, что после военного путча 1970 г.
президент Ассад установил в стране полицейский режим.

В странах Латинской Америки политическая ситуация накануне появления политического католицизма была особенно напряженной.
Как раз в это время к власти в большинстве латиноамериканских стран пришли
военные режимы.
Ситуация была особенно тяжелой в Гватемале и Сальвадоре.

В Бразилии после путча 1964 года также были ликвидированы большинство общественных движений, а их лидеры посажены в тюрьму.
Стали появляться так называемые «эскадроны смерти», под которыми современная политическая наука понимает военизированные группировки, так или иначе связанные со службами государственной безопасности (иногда состоящие из сотрудников этих служб), которые «убивают тех, кого прикажет государство, или тех, против чьего убийства оно не возражает»2.
Термин пришел из политической практики Латинской Америки, но теперь применяется для обозначения указанного явления во всем мире.
Появление «эскадронов смерти» или их аналогов означает, что государство теряет легитимность и уникальное
положе1Мамедова, 11.М.
Иран: от монархии к республике.
Современное положение и перспективы /
Н.М.
Мамедова // Мусульманские страны у границ СНГ (Афганистан, Пакистан, Иран и Турция современное состояние, история и перспективы).
М.: ИВ РАН;
ТСрафт+, 2001.
-С .
56.
2 Sluka, J.A.
Introduction: Slate Terror and Anthropology / J.A.
Sluka // Death Squad.
The Anthropology of State Terror.
—Ed.
By J.A.Sluka.
Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2000.-P .5 .
59
[стр. 180]

1925 года, но уже успела заменить многие традиционные институты на новые, скопированные с западных.
По словам Н.М.Мамедовой, «поражала массовость и скорость привнесения в иранское общество элементов европейской цивилизации»1.
В 1976 году шах Ирана заявил в интервью египетскому журналисту: «Я хочу, чтобы уровень жизни в Иране через десять лет достиг уровня сегодняшней Европы.
Через двадцать лет мы будем впереди Америки»12.
Перед нами очевидное стремление правящих слоев осуществить модернизацию по западному образцу.
Случившаяся всего лишь через три года революция отразила неудачу этого проекта модернизации.
Вернее, модернизация состоялась, но не принесла ожидаемого процветания.
Самым наглядным примером связи между политизацией религии и неудачной модернизацией является Алжир.
«Неожиданный» взрыв религиозного насилия в одной из самых вестернизированных и модернизированных стран Северной Африки вызвал у наблюдателей настоящий шок.
«То что происходит в Алжире с января 1992 г.
не укладывается в давно сложившиеся представления об этой уникальной стране Средиземноморья, в наибольшей степени впитавшей многообразные влияния Европы в области экономики, демографии, духовной жизни, общей и политической культуры» пишет, например, Р.Г.Ланда3.
Чуть ниже мы увидим, таким ли неожиданным был этот взрыв насилия и не являлся ли он закономерным результатом всей новейшей истории Алжира.
Мы полагаем, что появление политических религий каким-то образом связано с «открытием» развивающихся стран экономическому, политическому и культурному влиянию Запада.
Эти страны первоначально с энтузиазмом заимствовали западные идеи и образ жизни, так как их граждане были уверены: имитация западных образцов быстро приведет к тому, что уровень их жизни сравняется с уровнем жизни на Западе.
Однако этого, по очевидным причинам, не произошло.
Неудача модернизации западного типа, стремление осуществить модернизацию на другой основе (например, 1Мамедова Н.М.
Иран: от монархии к республике.
Современное положение и перспективы//
Мусульманскиестраны у границСНГ (Афганистан, Пакистан, Иран и Турция современное состояние, история и перспективы).
М.: ИВ РАН;
Крафт+, 2001.С.
51.
2Цит.по: Дружиловский С.Б.
Исламская модель развития как альтернатива вестернизации восточного общества.
(Вопросытеории и практики) // Мусульманские страны у границСНГ...
С.
97.
3Ланда Р.Г.
Исламский фронтспасения Алжира//Ислам и исламизм.
Под общей редакцией Е.М.Кожокина.
М.: РИСИ, 1999.
С.
135.
180

[стр.,186]

Бразилии их число на 1950 год составляло 19.2 % сельского населения, а в 1975 г.
38.1 %), доходы рабочего класса падали, а условия его жизни ухудшались1.
(3) Кризис легитимности.
Он заключается в том, что население страны не признает за правительством законного права на власть.
Между правящей элитой и большинством граждан возникает ценностный разрыв, приводящий к утрате властью народного доверия.
Элиты, проникнутые западными ценностями, слишком оторваны от большинства населения, к тому же они получают экономическую выгоду от тех самых изменений, которые приводят к падению уровня жизни народа.
Размывание легитимности вынуждает правящие режимы прибегать к жестким, диктаторским методам управления.
Они идут на все менее и менее популярные меры, что ведет к дальнейшему снижению уровня народного доверия.
Такая ситуация отмечалась во всех странах, где впоследствии произошла политизация религии.
Так, например, процессы экономической либерализации в Иране
нс сопровождались либерализацией политической жизни, более того, власть шаха приобретала черты личной диктатуры2.
В Сирии организация «Братья-мусульмане» радикализировалась и перешла к террористическим действиям во многом благодаря тому, что после военного путча 1970 г.
президент Ассад установил в стране полицейский режим.

Диктаторский характер власти является серьезным показателем се нелегитимности.
В странах Латинской Америки политическая ситуация накануне появления политического католицизма была особенно напряженной.
Как раз в это время к власти в большинстве латиноамериканских стран пришли
антидемократические военные режимы, при которых армия, полиция или «неустановленные лица» убивали как политических повстанцев, так и простых крестьян.
Ситуация была особенно тяжелой в Гватемале и Сальвадоре.

Даже в Бразилии, которая считалась относительно демократической страной, после путча 1964 года были ликвидированы большинство общественных движений, а их лидеры посажены в тюрьму; так называемые «эскадроны смерти» в массовом порядке убивали бедняков.
1См.: Вепутап РЬ.
Е1Заіѵайог: Ргош Еѵагщеіігаііоп іо іпзштесііоп// Яе!і§іоп апб Роіііісаі СопЯісІ іп Ьаііп Ашегіса...
Р.
63; Католическая церковь в социальнополитической борьбе в странах Латинской Америки.
Реферативный сборник.
М.: ИНИОН АН СССР, 1983.
С.
127.
‘ Мамедова Н.М.
Указ.соч.
С.
56.
186

[стр.,187]

Под термином «эскадроны смерти» современная политология понимает военизированные группировки, так или иначе связанные со службами государственной безопасности (иногда состоящие из сотрудников этих служб), которые «убивают тех, кого прикажет государство или тех, против чьего убийства оно не возражает»1.
Термин пришел из политической практики Латинской Америки, но теперь применяется для обозначения указанного явления во всем мире.
Появление «эскадронов смерти» или их аналогов означает, что государство теряет легитимность и уникальное
положение в политической системе.
Оно утрачивает монополию на легитимное насилие и становится просто одной из группировок, действующих исходя из собственных корыстных интересов.
(4) Кризис участия является постоянным спутником кризиса легитимности.
Он означает, что большинство населения не участвует в процессе принятия политических решений.
С одной стороны, недостаточное политическое участие является результатом отсутствия легитимности правящего режима, а с другой чем меньше людей участвует в управлении, тем менее легитимным становится режим.
В ответ на требования населения предоставить больше возможностей для политического участия, правительство часто становится более авторитарным и может пойти на отмену выборов или денонсацию их результатов (так, в декабре 1991 г.
правительство Алжира запретило второй тур выборов в Национальное народное собрание, в котором должны были победить исламские радикалы).
Политическая религия воспринимается как адекватный способ разрешения кризиса участия потому, что во многих незападных странах отсутствуют какие бы то ни было институты, способные обеспечить альтернативные формы политического участия.
В результате репрессий со стороны правительства сфера гражданского общества неуклонно сужается и религиозно-политические организации становятся в прямом смысле единственными сохранившимися общественными организациями2.
Профсоюзов, оппозиционных политических партий, неправительственных организаций здесь может не быть вообще, а если они есть, то оказываются либо поставленными вне закона, либо контролируются правящим режимом.
181ика5.А.
Іпігоііисііоп: Зіаіе Тегтогапсі АгнЬгороІо^у// РеаіЬ 8аиа<1ТЬе АпіЬгороІоду оГ8(а(е Теггог.
Ы.
Ву ІА.ЗІика.
РЬіІасІеІрЬіа: Шіѵегзііу оГРеппзуІѵапіа Ргезз, 2000.
Р.
5.
1Маіпѵѵагіпд8.
Указ.соч.
Р.
130.
187

[Back]