диционные партии», давно ставшие частью правящего режима, уже не воспринимаются людьми как реальная оппозиция. Например, в 1997 г. опрос 900 человек в 36 турецких провинциях, проведенный Турецким фондом экономических и социальных исследований (TESEV), показал: люди не считают, что какая-либо политическая партия выражает их интересы. Но словам одного из авторов этого исследования, «партии мало или вообще нс связаны с людьми и даже не намереваются развивать с ними более близкое сотрудничество»1. Это высказывание, в первую очередь, касалось так называемых традиционных центристских партий —что и заставило треть избирателей в апреле 1999 г. проголосовать за партию «Фазилет» бывшую «Рсфах» 15.4% и Партию националистического движения (18.1%), что можно рассматривать как протестное голосование. Такая же ситуация с оппозиционными партиями сложилась в Латинской Америке начала 1970-х годов например, было общеизвестно, что единственная оппозиционная партия Бразилии «Бразильское демократическое движение» поддерживает тесные связи с федеральным правительством и пронизана коррупцией123. Свой вклад в кризис участия вносят и традиционные носители оппозиционных идей левые движения и профсоюзы, которые оказываются неспособны стать реальной оппозицией диктаторским режимам. О.Руа напоминает и о таком важном аспекте кризиса участия, как преобладание в большинстве развивающихся стран клановой политики’. Даже если с формальной точки зрения политические партии сменяют друг друга в руководстве страны, реальная власть все равно остается в руках определенных кланов, семей и родов —как правило, тех же самых, которые обладают правом собственности на экономические ресурсы страны. Кризис участия, 1Цит. по: Mason, W. The Future of Political Islam in Turkey / W. Mason // World Policy Journal. Summer 2000. Voi. 17. Issue 2. P. 56. 12 p. (Находится в Базе данных EBSCO. Academic Search Premier. Единица хранения 3338805) 2Mainwaring, S. Brazil: The Catholic Church and the Popular Movement in Nova tguacu, 19741985 / S. Mainwaring // Religion and Political Conflict in Latin America... —P. 129. 3 Cm.: Roy, O. The Failure of Political Islam ! O. Roy. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2001.-P .5 2 . 61 |
Кризис участия возникает даже в относительно демократических государствах (таких как Индия, Турция, Бразилия), где функционирует весь внешний антураж вестернизированных политических систем: партии, свободные выборы, конституционные суды и т.д. Однако так называемые «традиционные партии», давно ставшие частью правящего режима, уже не воспринимаются людьми как реальная оппозиция. Например, в 1997 г. опрос 900 человек в 36 турецких провинциях, поведенный Турецким фондом экономических и социальных исследований (ТЕЗЕѴ) показал: люди не считают, что какая-либо политическая партия выражает их интересы. По словам одного из авторов этого исследования, «партии мало или вообще не связаны с людьми и даже не намереваются развивать с ними более близкое сотрудничество»1. Это высказывание, в первую очередь, касалось так называемых традиционных центристских партий что и заставило треть избирателей в апреле 1999 г. проголосовать за партию «Фазилет» бывшую «Рефах» 15.4% и Партию националистического движения (18.1%), что можно рассматривать как протестное голосование. Такая же ситуация с оппозиционными партиями сложилась в Латинской Америке начала 1970-х годов например, было общеизвестно, что единственная оппозиционная партия Бразилии «Бразильское демократическое движение» поддерживает тесные связи с федеральным правительством и пронизана коррупцией12. Свой вклад в кризис участия вносят и традиционные носители оппозиционных идей левые движения и профсоюзы, которые оказываются неспособны стать реальной оппозицией диктаторским режимам. Оливье Руа напоминает о и таком важном аспекте кризиса участия, как преобладание в большинстве развивающихся стран клановой политики3. Даже если с формальной точки зрения политические партии сменяют друг друга в руководстве страны, реальная власть все равно остается в руках определенных кланов, семей и родов как правило, тех же самых, которые обладают правом собственности на 1Цит.по: Мазоп \Ѵ. ТЬе РиШгеоГРоІііісаІ Ізіат іпТигкеу// ѴѴогІсі Роіісу ІоигпаІ. Бшпшег2000. ѴоІ. 17. Іззие 2. Р. 56. 12 р. Взято из базы данных ЕВ5СО. Асабетіс ЗеагсЬ Ргешісг. Единицахранения 3338805. 2Маітѵагіпд 5. Вгагіі: ТЬе СаіЬоІіс СЬигсЬапб іЬе РориіагМоѵетепі іпЬіоѵа І@иа(и, 1974-1985 ИКе1і§іоп аті РоШісаІ СопЯісі іп Ьаііп Атегіса... Р. 129. 3Коу О. ТЬе ЕаіІиге оГРоІііісаІ Ізіат. СатЬгібце, Мазз.: Нагѵагб ІІпіѵегзііу Ргезз, 2001. Р. 52. 188 |