Проверяемый текст
Семедов, Семед Абакаевич; Политический ислам в современном мире (Диссертация 2009)
[стр. 68]

тивные организации, привлекают людей, далеких от религии и политической борьбы, но по мере погружения в деятельность организации они проникаются идеями политической религии1.
Некоторые исследователи полагают, что такие организации намного значительнее влияют на политические процессы, чем постоянно находящиеся в центре внимания прессы радикальные группы.
Они выполняют, как определяет это О.Руа, задачу по «ресоциализации» городских и сельских районов, выпавших из поля внимания государства12.
При благоприятных обстоятельствах альтернативные социальные институты могут послужить плацдармом для захвата политической власти.
Согласно С.А.Семедову все политические религии можно разделить на три типа: политические религии универсального (всемирного) характера; политические религии партикуляристского (национально-этнического) характера; политические религии фундаменталистского характера.
Политические религии универсального характера ставят своей целью религиозное спасение всего человечества.
При этом они исходят из предпосылки, что современный мир погряз во зле (мировая
апостасия или богоотступничество), но надеются, что им удастся вернуть его на путь истины.
Они не отвергают мир и не стремятся уйти из него.
Их мировоззрение оптимистично: они полагают, что мир еще можно
спасти.
Представители данного типа политических религий предполагают, что со временем человечество должно добровольно перейти в их религию.
Поэтому основой универсальных идеологий могут быть только т.н.

прозелитирующие религии (христианство, ислам, буддизм).
«Универсализм в мировом сообществе может быть достигнут на основе ислама, если последнее
под воздействием «идеологического распространения» примет ислам.
Сам принцип религиозной универсальности исключает возможность другой концепции»,
68 1Митрофанова, А.В.
Религиозный фактор в мировой политике: на примере православия.
Дис....
д-ра полит, наук / А.В.
Митрофанова.
М.: РГБ, 2006.
С.
191.
2Roy, О.
The Failure of Political Islam / О.
Roy.
Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2001.-P .
56.
[стр. 99]

99 представителем политического реализма, представляет свои «цивилизации» как несколько разросшиеся государства, которые попрежнему борются на мировой арене за ресурсы и власть.
Тиби же осознает, что «столкновение цивилизаций представляет собой войну мировоззрений»1, причем добавим: каждое мировоззрение глобально и не терпит соперников.
По мнению Дж.Эспозито, Запад ошибается, рассматривая исламский активизм «как экстремизм и фанатизм, как антимодернистское возвращение к прошлому, а не как проект альтернативного видения для общества»12.
О том же непонимании Западом истинной сущности политического ислама пишет Б.Тиби: «концепция мирового порядка, сформулированная этими фундаменталистами конкурирует с западным универсализмом»3.
Политические религии универсального характера ставят своей целью религиозное спасение всего человечества.
При этом они исходят из предпосылки, что современный мир погряз во зле (мировая
апоетасия или боготступничесі во), но надеются, что им удастся вернуть его на путь истины.
Универсальные политические религии (в отличие от фундаменталистских, о которых будет сказано ниже), не отвергают мир и не стремятся уйти из пего.
«Их цель «исламизировать» современный мир, а нс отвергнуть его» пишут об исламистах современные ученые'.
Их мировоззрение оптимистично: они полагают, что мир еще можно
спаети.
Предполагается, что со временем человечество должно добровольно перейти в данную религию.
Поэтому основой универсальных идеологий могут быть только т.н.

прозелитируюшие религии (христианство, ислам, буддизм).
«Универсализм в мировом сообществе может быть достигнут на основе ислама, если последнее,
1Тнби Б.
Указ.соч.
2Езрозііо XУкач.соч.Р.
10.
3ТіЬі В.
Указ.соч.
Р.І5.


[стр.,100]

100 под воздействием «идеологического распространения», примет ислам.
Сам принцип религиозной универсальности исключает возможность другой концепции»,
пишет Н.В.Жданов, излагая позицию исламистов12.
Естественно, православные политические проекты предполагают всемирный добровольный переход в православие.
Примером православного религиозно-политического проекта является, например, исоевразийство (к его сторонникам причислял себя А.С.Панарин, а Г.Джемаль рассматривается как один из основателей неоевразийства).
А.В.Митрофанова в своем исследовании убедительно демонстрирует, что евразийство религиозная идеология, возникшая на основе православия.
Она же полагает, что «не следует обманываться внешним уважением к другим культурам, которое постоянно демонстрируют евразийцы», так как «евразийский проект является не локальным, а универсальным, то есть предполагает распространение евразийской идеологии но всему миру»3.
Руководитель Центра этнополитических и исламских исследований при Академии геополитических проблем Д.Ш.
Халидов, обращаясь к Всероссийскому офицерскому собранию, сформулировал квинтэссенцию евразийского православного универсализма: «Не только народы России, но народы СНГ, народы арабского мира, мусульманского мира смотрят с надеждой на Россию.
В свое время в 17 году Россия дала идею всему миру, идею социальной справедливости, идею социальной солидарности, идею братства.
Эта идея была по сути антиимпериалистической, антиглобалистской, антикапиталистической.
Эта идея объединила полмира.
Но фундамент этой идеи был непрочен, фундамент безбожный, атеистический.
Наступило время для ревизии наших идей, тех идей, на которых объединялись народы всего мира, а не 1НаІІспсгсШг С., У'езіегіипсі О.
Указ.соч.
Р.
6.
2Жданов Н.В.
Указ.соч.
С.
22.
3Миірофанова А.В.
Указ.соч.
С.
139.

[Back]