Проверяемый текст
Семедов, Семед Абакаевич; Политический ислам в современном мире (Диссертация 2009)
[стр. 70]

прав человека; 6) появление идеи всемирного распространения либерализма Американский символ веры становится мировой религией.
Американский социолог У.Херберт определял «американскую религию» как «секуляризованное пуританство, пуританство без трансценденции, без ощущения греха или осуждения»1.

Исследуя мир политических религий, мы не можем не заметить, что часть из них не носит универсального характера, являясь локальными идеологическими проектами, обращенными к строго ограниченной группе людей, проживающей на конкретной территории.
Такие политические религии не ставят своей задачей мировое господство и обращение в данную религию всего населения Земли.

Их можно определить как партикуляристскис политические религии.
Они возникают на базе этнических (племенных) религий, таких, как индуизм, иудаизм, синтоизм, сикхизм, известны также случаи идентификации ислама, христианства и буддизма с конкретной этнической группой.
Все эти религии имеют свои политические версии, ставящие целью создание этнически и религиозно однородных государств.
Характерными чертами политических религий партикуляристского характера
являются: — обращение к определенной группе людей (этносу, нации), а не ко всему человечеству; как следствие религиозно обоснованная идея «избранности» данной группы; —стремление к созданию государства с гомогенным населением.
Гомогенность определяется прежде всего как религиозная, но почти всегда дополнительно описывается в этнических или национальных терминах; —преобладание ксенофобии, стремление к инкапсуляции своей группы и выдавливания из нее всех, кого можно определить как «другие».
По этой причине в процессе достижения целей указанных политических религий применяются этнические и конфессиональные чистки (вплоть до физического уничтожения «других») или насильственное обращение.

1 Цит.
по: Turner, В.
Social Cement / В.
Turner, К.
Bocock, К.
Thoompson // Religion and Ideology, A reader.
Ed.
by, Manchester: Manchester University Press, 1985.
P.
236.
70
[стр. 69]

69 Бога и близкого поэтому к иудаизму.
Унитариями были отцыоснователи США (они очень редко упоминают Святого Духа или Иисуса, чаще Высшее Существо или Божественное провидение).
Президент Вудро Вильсон, который верил и публично утверждал, что Бог возложил на него некую миссию, вероятно, тоже был унитарном, так как почти не упоминал об Иисусе.
Американский социолог У.
Херберт определял «американскую религию» как «секуляризованное пури танство, пуританство без трансценденции, без ощущения греха или осуждения»12.

Американский политолог и протестантский (пресвитерианский) священник Джеймс Курт пишет, что американская внешняя политика обусловлена протестантизмом, но не изначальной религией, а скорее «странной ересью»3.
Курт выделяет шесть стадий «протестантского отклонения», которые, в конце концов, привели к появлению современной американской внешней политики: 1) спасение через благодать; 2) благодать подтверждается трудовыми успехами (аллюзия на Макса Вебера); 3) спасение через труд (уже нс упоминается благодать); 4) переход от почитания Троицы к унитаризму; 5) Появление «Американского символа веры» упоминание о Боге исчезает, остается только либерализм, ценности свободного рынка, демократии и прав человека; 6) появление идеи всемирного распространения либерализма — Американский символ веры становится мировой религией4.
Анализ, сделанный Куртом, доказывает, что большинство гражданских религий конструируется (а мы полагаем, что они именно конструируются, а не возникают сами по себе) на основе каких-то 1Суд США отказался убрать с купюр и монет божественный девиз Іп Оосі \Ѵе Тгизі.
13 июня 2006 г.
находилось в Интернет но адресу: 1іПп://\ѵ\ѵ\ѵ.пс\ѵ.чги.
сотЛѵогкІ /ІЗдт 2006/іп2ос1зѵеІги5І.ЬіпіІ 2Цит.по: Гигпег В.С.
Указ.соч.
Р.
236.
3КигіН .1.
ТНе Ргоіезіапі ІЗеГогтаііоп апсі Атсгісап Рогсі@п Роіісу // ОгЬіз.
1998.
ЗргтеѴоі.
42.
N0.2.
Р.
221 4Там же.
Р.
228-229

[стр.,102]

102 локальными идеологическими проектами, обращенными к строго ограниченной группе людей, проживающей на конкретной территории.
Такие политические религии не ставят своей задачей мировое господство и обращение в данную религию всего населения Земли.

К ним можно применять термин «религиозный национализм», который употребляют известные исследователи М.Юргенсмейер, Н.Кедди и др.
Естественно предположить, что религиозно-националистические идеологии возникают обычно на базе этнических (племенных) религий, таких как индуизм, иудаизм, синтоизм, сикхизм.
Этнические религии, как правило, не стремятся к универсальному распространению и не занимаются прозелитизмом (случаи перехода в эти религии редки, а неофиты рассматриваются с подозрением).
Все эти религии имеют свои политические версии, ставящие целью создание этнически и религиозно однородных государств.
Характерными чертами политических религий партикуляристского характера
можно назвать: обращение к определенной іругіпе людей (этносу, нации), а не ко всему человечеству; как следствие -религиозно обоснованная идея «избранности» данной группы; стремление к созданию государства с гомогенным населением.
Гомогенность определяется, прежде всего, как религиозная, но почти всегда дополнительно описывается в этнических или национальных терминах; преобладание ксенофобии, стремление к инкапсуляции своей группы и выдавливания из нее всех, кого можно определить как «другие».
По этой причине в процессе достижения целей указанных политических религий применяются этнические и конфессиональные чистки (вплоть до физического уничтожения «других») или насильственное обращение.

[Back]