Проверяемый текст
Семедов, Семед Абакаевич; Политический ислам в современном мире (Диссертация 2009)
[стр. 71]

71 Своеобразным соединением черт универсализма и партикуляризма является религиозный фундаментализм.
С одной стороны, фундаменталисты являются универсалистами: они мыслят в терминах глобального мира.
Как и представители универсальных политических религий, они исходят из концепции мировой апостасии, но их видение ситуации значительно пессимистичнее: фундаменталисты полагают, что спасти мир нельзя.
На гибель обречены все, кроме небольшого процента «избранных», но избранничество не выражается у фундаменталистов в этнических терминах.
Фундаменталисты отрицают, что возможно спасение за пределами их группы.

Как пишет о фундаментализме в православии А.В.Митрофанова, «фундаменталистский проект носит не локальный, а глобальный характер, но «глобус» сужается до рамок православного царства
—псе остальное это вообще не «мир», а царство Антихриста, обреченное на гибель»’.
Религиозный фундаментализм как политическая религия проявляется во всех авраамических религиях (христианство, ислам, иудаизм), однако он вряд ли может себя проявлять в политических течениях индуизма, буддизма, синтоизма и т.д.
Это обусловлено тем, что фундаменталистам необходимо опираться на закрытый свод священных текстов, законченное вероучение, что присуще только религиям Книги.
Исследователи фундаментализма Дж.Хэдден и А.Шуле предложили определение данному феномену, согласно которому фундаментализм есть: «провозглашение возврата к авторитету сакральной традиции, которая должна быть восстановлена в правах как антидот для общества, которое оторвалось от своих культурных якорей.—По мнению авторов —...фундаментализм включает: (1) отвержение радикального различения сакрального и секулярного, которое возникло в процессе модернизации (имеется в виду модерн как эпоха) и (2) план преодоления этой институциональной бифуркации, чтобы1 1Митрофанова, А.В.
Религиозный фактор в мировой политике: на примере православия.
Дис....
д-ра полит, наук / А.В.
Митрофанова.
М.: РГВ, 2006.
С.
122.
[стр. 114]

ІИ священного.
Подчеркнем, что это далеко не всегда предполагает политическое действие.
«Назвать кого-то фундаменталистом означает предположить, что он или она мотивированъ! исключительно религиозными убеждениями, а не широкими соображениями о природе общества и мира» отмечает М.Юргенсмейер12.
Большинство религиозных фундаменталистов старается как можно меньше вмешиваться в политику, поскольку считают мир в делом отпавшим от Коіа и стараются свести контакты с ним к минимуму.
Фундаментализм соединяет в себе черты универсальных и партикуляристских религиозных идеологий.
С одной стороны, фундаменталисты являются универсалистами: они мыслят в терминах глобального мира.
Как и представители универсальных политических / религий, они исходят из концепции мировой апостасии, но их видение ситуации значительно пессимистичнее: фундаменталисты полагают, что спасти мир нельзя.
На гибель обречены все, кроме небольшого процента «избранных», но избранничество не выражается у фундаменталистов в этнических терминах.
Фундаменталисты отрицают, что возможно спасение за пределами их группы,
для них невозможен был бы призыв аятоллы Хомейни к «угнетенным всего мира».
По нашему мнению, фундаменталистские теории парадоксально сочетают универсализм с партикуляризмом.
Как пишет о фундаментализме в православии А.В.Митрофанова, «фундаменталистский проект носит не локальный, а глобальный характер, но «глобус» сужается до рамок православного царства
все остальное это вообще не «мир», а царство Антихриста, обреченное на гибель»3.
1Ѵап (Іег Ѵеег Р.
КсИсіоаз №(іопаІі$т: Ніпсіих ажі Мизіітз іи Ітііа.
Вегкеіеу, ІМѵегзіІу оГСаііГотіа Ргезз, 1994.
Р.
65.
2 .Іисгдепктеусг М.
Тііс Ке\ѵ Сокі ІУаг? Ксіідіоиз Маііопаіізт СоіѵГгопіх (Ье Зесиіаг Зиле.
Вегкеіеу, ею.: ІІпіѵ.оГСаІіГотІаРгезь, 1993.
Р.
5-6.
3Митрофанова Л.В.
Указ.соч.
С.
122.

[Back]