Проверяемый текст
Семедов, Семед Абакаевич; Политический ислам в современном мире (Диссертация 2009)
[стр. 75]

характерных, для современного ислама, каждое из которых активно борется за усиление своего влияния на верующих.
Среди них: фадиционализм, модернизм и исламизм (политический ислам).
Все они появляются как ответ на идеологический вызов Запада и отражают три возможные реакции: попытку законсервировать идеи и институты досовременного (т.е.

до-западного) мира, признанно главенства Запада и приспособление к нему и борьба с Западом через утверждение собственной идейной и практической альтернативы.
Традиционализм означает сохранение статус-кво и противостояние любым переменам.

Данное направление в исламе существенно этнизировано.
Его представителей проще всего отличить от сторонников других направлений в исламской политической теории.
Как пишет М.З.Хусейн, для традиционалистов характерна: терпимость к «шнкру» (многобожию), т.е.
неисламским наслоениям в исламе, в частности, положительное отношение к суфизму; аполитичность и нежелание применять насилие (традиционалисты пример исламского квиетизма); отрицательное отношение к иджтихаду
(использование независимого от Корана или Сунны суждения), нежелание применять его1.
Последнее отличие, на наш взгляд, представляется весьма спорным.
Если анализировать традиционалистов как социальную группу', то она распадается, как минимум, на две составляющие.
Во-первых, это представители «народного ислама» (лидеры суфийских орденов, дервиши и т.д.).
Вовторых,
несмотря на теоретически отсутствующий институт духовенства в исламе, в нем есть «профессионалы религии» или «исламское духовенство» 75 политика (Взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии).
М.: ИВ РАН: Крафт*, 2001.
С.
18 19; Порошина, Е.М.
Ислам и политика / Е.М.
Порошина, А.В.
Добин // Ежегодник: сборник научных статен.
СПб., 1999.
С.
173; Градировский, С.
Российский исламский реформизм: развивающиеся идейные конфликты / С.
Градировский // Русский архипелаг.
Сетевой проект «Русского мира».
[Электронный ресурс].
Режим доступа: //http://www.ardupelag.ru/m_mir/religio/bcgimimg/conflict/; Добаев, И.П.
Исламский радикализм: социально-философский анализ.
(Южнороссинское обозрение.
№ 7.
2002).
Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002.
С.
10 28, и др.
1Husain, M.Z.
Global Islamic Politics / M.Z.
Husain.
N.Y.
Harper & Collins College Publishers, 1995.-P .
96-103.
[стр. 128]

12* полагаем, что тем самым он стремится лишний раз подчеркнуть современный характер исламизма.
Анализ этих и других классификаций (за недостатком места мы не можем отразить всё их многообразие) показывает, что из общего массива исламской политической мысли легко выделяются две категории: прозападные секуляристы и аполитичные традиционалисты.
Проблемы начинаются, когда автор классификации пытается «разложить по полочкам» всех остальных.
По нашему мнению, преодолеть эти проблемы помогает введенная нами категория политических религий.
Мы полагаем, что все классификации можно свести к трем разновидностям, условно обозначенным кактрадиционализм, модернизм и исламизм (политический ислам).
Все они появляются как ответ на идеологический вызов Запада и отражают три возможные реакции: попытку законсервировать идеи и институты досовременного (т.е.

до-заиадного) мира, признание главенства Запада и приспособление к нему и борьба с Западом через утверждение собственной идейной и практической альтернативы.
Традиционализм означает сохранение статус-кво и противостояние любым переменам
(в том числе «очищению» ислама от языческих заимствований).
Традиционалистский ислам существенно этнизирован.
Представителей традиционализма проще всего отличить от сторонников других направлений в исламской политической философии.
По нашему мнению, исчерпывающее описание этой группы дает М.З.Хусейн, обозначая следующие характеристики традиционалистов12: 1 Ехрохііо ТЬ.
ТЬс Ыашіс ТЬгеаІ: МуіЬ ог Кеаіііу? Ы.Ѵ., ОхГоіхІ: Охйжі ІЛііѵегзіІу Ргезз, 1992.
Р.55.
2 Низаіп М.2.
ОІоЬаІ Ыашіс Роіііісз.
Ы.У.: Ьопдшап, 2003.
Р.
96-103.


[стр.,129]

129 терпимость к «жирку» (многобожию), то есть неисламским наслоениям в исламе, в частности, положительное отношение к суфизму; аполитичность и нежелание применять насилие (традиционалисты пример исламского квиетизма); отрицательное отношение к иджтихаду, нежелание применять его.
(С этим утверждением Хусейна мы согласиться не можем, о чем пойдет речь дальше).
Если анализировать традиционалистов как социальную группу, то она распадается как минимум на две составляющие.
Во-первых, это представители «народного ислама» (лидеры суфийских орденов, дервиши и т.д.).
Во-вторых,
к традиционализму склонны «профессионалы религии» или «исламское духовенство».
Хотя теоретически в исламе отсутствует институт духовенства, в нем, тем не менее, есть «профессионалы религии», которые, по словам М.Т.Степанянц, «в не меньшей степени, чем христианское духовенство, претендуют на посредничество между верующими и Богом, присваивают монопольное право толковать слово и закон верховного владыки»1.
К профессионалам религии относятся улемы, муллы, имамы, суфийские шейхи, кадии и т.д.
Хотя среди профессионалов религии могут встречаться также прозападные модернисты или радикальные исламисты (например, аятолла Хомейни), представители официального духовенства, справедливо отмечает И.П.Добаев, поддерживают правящие режимы12.
«Традиционалисты обычно не ставят перед собой политических задач, они готовы жить в мире и согласии со всеми и способны сотрудничать с 1Стеланяіш М.Т.
Указ.соч.
С.
] И.
2Добае» И.П.
Указ.соч.
С.
11.

[Back]