Проверяемый текст
Семедов, Семед Абакаевич; Политический ислам в современном мире (Диссертация 2009)
[стр. 77]

деятельность» и поэтому, как и официальное духовенство, «часто легко кооптируются мусульманскими режимами для поддержки статус-кво»1.
Отсюда вытекает возможность использования
традиционалистов для предотвращения распространения политического ислама.
«Исламистская тематика находит мало отклика в сельской местности, где люди часто сохраняют верность народному, марабутскому исламу...», отмечает крупнейший французский исламовед
О.Руа12.
По мнению С.А.Семедова, слабость традиционного ислама заключается в том, что он не способен дать ответ на важнейшие вопросы современности, «теряет сторонников именно из-за своего квиетизма, иногда превращающегося в рабскую покорность правящим режимам.
Традиционалисты полагают, что общество должно быть исламским: если это не так, они скорее объявят «исламской» любую государственную идеологию, чем призовут мусульман к борьбе против неверных и отступников»,
пишет исследователь34.
В отличие от традиционализма, модернизм предполагает реформу ислама с целью приспособить его к западному либерализму или другим заимствованным идеологиям (доказать, например, что исламу эндемичен рационализм, индивидуализм, социализм или феминизм), а в крайних формах полностью секуляризовать.
Представляется, что использование термина «модернизм» по отношению к политическому исламу (как это делает, например, Дж.Эспозито'1) усложняет проблему классификации политических течений в исламе.
Необходимо заметить, что в исламском мире почти не встречаются открытые атеисты.
Модернисты тоже мусульмане, они почитают Коран и Сунну, могут выполнять все необходимые ритуалы.
Но для модернистов
ис1Husain, M.Z.
Global Islamic Politics / M.Z.
Husain.
-N .Y .
Harper & Collins College Publishers, 1995.-P .4 5 , 78.
2 Roy, O.
The Failure of Political Islam / O.
Roy.
Cambridge, Mass: Harvard University Press.
2001.-P .5 3 .
3 Семедов, С.Л.
Ислам в политике: идеология и практика / С.А.
Семедов.
М.: ЭкояИнформ, 2009^ С.
100.
4 См.
об этом: Esposito, J.L.
The Islamic Threat: Myth or Reality? / J.L.
Esposito.
-N .Y ., Oxford: Oxford University Press, 1992.
77
[стр. 133]

133 например, отмечали еще советские исследователи, мюридские братства совпадают с тайлами (родами).
Представители одного братства не допускаются на богослужения другого, запрещаются вступления в смешанные браки, прием пищи, приготовленной людьми другого тайпа1.
Народные традиционалисты, отмечает М.З.Хусейи, "презирают политическую деятельность" и поэтому, как и официальное духовенство, "часто легко кооптируются мусульманскими режимами для поддержки статус-кво"12.
Отсюда вытекает возможность использования
традиционализма для предотвращения распространения политического ислама.
«Исламистская тематика находит мало отклика в сельской местности, где люди часто сохраняют верность народному, марабутскому исламу...» отмечает крупнейший французский исламовед
Оливье Руа3.
Как пишет Р.Г.Ланда, «Суфизм и традиционные (даже консервативные) служители культа, как правило, являются всюду преградой на пути исламизма»4.
Однако эта преграда доказала свою ненадежность.
Традиционный ислам, неспособный дать ответ на важнейшие вопросы современности, теряет сторонников именно из-за своего квиетизма, иногда превращающегося в рабскую покорность правящим режимам.
Традиционалисты полагают, что общество должно быть исламским: если это не так, они скорее объявят «исламской» любую государственную идеологию, чем призовут мусульман к борьбе против неверных и отступников.

1Аширов Н.
Указ.соч.
С.
84.
2Низаіп М.2.
ОіоЬаІ Ізіатіе Роіііісз.
М.Ѵ.: Нагрег & Соіііпз СоНеас РаЫізЬегз, 1995.
Р.
45,78.
3 Коу О.
ТЬе Раіічге оР Роіііісаі Ы ат.
СатЬгіс1§е, Мазз.: Нагѵапі Шіѵсгзііу Ргезз, 2001.
Р.
53.
4Ланда Р.Г.
Политический ислам: предварительные итоги.М.: ИБВ, 2005.
I июня 2009 г.
находилось в Интернет по адресу: ІіПрс/Аѵлѵтѵ.і-г-р.ги/раде/зІгсат1іЬгагу/іп<1ех-2155.1і1т1

[стр.,134]

134 Модернизм предполагает реформу ислама с целью приспособить его к западному либерализму или другим заимствованным идеологиям (доказать, например, что исламу эндемичен рационализм, индивидуализм, социализм или феминизм), а в крайних формах — полностью секуляризовать.
Нам представляется, что использование термина «модернизм» по отношению к политическому исламу (как это делает, например, Дж.Эспозито) усложняет проблему классификации политических течений в исламе.
Необходимо заметить, что в исламском мире почти не встречаются открытые атеисты.
Модернисты тоже мусульмане, они почитают Коран и Сунну, могут выполнять все необходимые ритуалы.
Но для модернистов
ислам сводится к достижению личного благочестия и не является основой общественнополитического устройства.
«Все, что ислам дал в виде закона..., было только религиозным кодексом, связанным исключительно с поклонением Богу» писал либеральный теоретик Али Абд ар-Разик1.
Модернизм может носить либеральный характер —в этом случае он, как правило, выливается в открытый или завуалированный отказ от признания политической роли ислама (модернизм Ататюрка, шаха Резы Пехлеви).
XX век дал примеры нелиберальных версий модернизма: это прежде всего арабский социализм (баасизм) и идеология Муаммара Каддафи.
Нелиберальные модернисты, рассуждая о политике, активно пользуются языком религии.
«Мы никогда не говорили, что отвергаем религию, наоборот: наша религия — социалистическая» утверждал президент Египта Гамаль Абдель Насер12.
«Сирия была и остается одним из факелов ислама и арабского национального движения» слова 1 Цит.по: Алиев А.А.
Идеология «мусульманского национализма».
М.: ИНИОН, 2008.
С.
53.
2Там же.
С.
63.

[Back]