Проверяемый текст
Семедов, Семед Абакаевич; Политический ислам в современном мире (Диссертация 2009)
[стр. 79]

бождения», проб о д я прямые и косвенные параллели с политизированным гибридом католицизма и марксизма.
Политический ислам представляет собой союз теологии и политики (теории и практики).
Они находятся в диалектическом единстве: политическая практика вторична по отношению к теологии, но формы этой практики заставляют изменять теологию.
Идеология
политического ислама набор определенных концепций, которые могут произвольно использоваться для конструирования конкретной идейной позиции.
Эти концепции могут быть по своему происхождению исламскими
(«ждахшгийя», «шикр»), западнолиберальными («исламская демократия»), марксистскими («исламская революция») и т.д.
Многообразие
источников концепций служит
доказательством постмодернистской природы исламизма.
Эклектический характер исламизма, его внутренняя противоречивость никак не обсуждается идеологами.
Они лишь декларируют определенные принципы, которые, взятые вместе, образуют мозаику политической религии1.

Наш анализ политического ислама как результата современного процесса политизации религии основывается на работах исламистов из разных стран, суннитов и шиитов, основателей исламизма и их современных последователей.
Комплексный подход к источникам обусловлен, во-первых, тем, что сами исламисты ссылаются на работы друг друга, во-вторых, тем, что пишут они приблизительно одно и то же, и, в-третьих, тем, что
современные идеологи являются больше интерпретаторами и толкователями наследия ранних исламистов, чем оригинальными мыслителями12.
При этом, рассматривая политический ислам, имеет смысл уйти от жесткого разграничения между суннизмом и шиизмом.
Преодоление этого разделения, так же как разделения суннитов по мазхабам, одна из основных задач исламистов.
Они
79 1См.: Семедов, С.А.
Ислам в политике: идеология и практика / С.Л.
Семсдов.
М.: ЭкопИнформ, 2009.
С.
103 -1 0 4 .
2 См.: Малашенко, А.В.
Исламская альтернатива и исламистский проект /
А.В.
Малашенко.
М.: Весь мир, 2006.
С.
76.
[стр. 18]

18 торгового центра или взрыв в 1995 г.
федерального здания в ОклахомаСити (США).
4.
Политический ислам представляет собой диалектическое единство теологии и политики (теории и практики): политическая практика вторична по отношению к теологии, но формы практики заставляют изменять теологию.
Идеология политического ислама — набор
концепций, которые могут произвольно использоваться для конструирования конкретной идейной позиции.
Эти концепции могут быть по своему происхождению исламскими
(«джахилийя», «иіирк»), западно-либеральными («исламская демократия»), марксистскими («исламская революция») и т.д.
Многообразие
(эклектизм) источников доказывает постмодернистскую природу исламизма.
Хотя с формальной точки зрения к исламу неприменимо христианское понятие «ересь», представители богословского истэблишмента обвиняют исламистов в различных еретических отклонениях (чаще всего —в хариджизме).
Центральным богословским понятием, обосновывавшим исламское политическое действие, является «джахилийя» (мировая апостасия).
В обществе джахилийи праведная жизнь невозможна.
Поэтому для достижения спасения необходимо преобразование всей общественно-политической жизни.
Таким образом, в теологии исламизма личное спасение оборачивается политической борьбой за создание исламского государства.
Концепция государства заимствована исламистской мыслью из политической философии Запада.
Исламская умма нс национальное государство в западном понимании, а идеократичеекая полития, смысл которой заключается в создании оптимальных условий для спасения душ ее членов.
Например, генерал Зия уль-Хак, вскоре после прихода к власти, зявил, что государство Пакистан было создано исключительно с

[стр.,138]

138 говорят о реисламизации общества теми же словами, какими их противники говорят о секуляризации.
Оливье Руа (возможно, перефразируя знаменитую фразу Ленина) утверждает: «Исламизм —это шариат плюс электричество»1.
Ислам в интерпретации исламистов —не то же самое, что ортодоксальный ислам традиционалистов.
Политический ислам представляет собой союз теологии и политики (теории и практики).
Они находятся в диалектическом единстве: политическая практика вторична по отношению к теологии, но формы этой практики заставляют изменять теологию.
Идеология
политическою ислама набор определенных концепций, которые могут произвольно использоваться для конструирования конкретной идейной позиции.
Эти концепции могут быть по своему происхождению исламскими
(«джахилийя», «ширк»), западно-либеральными («исламская демократия»), марксистскими («исламская революция») и т.д.
Многообразие источников концепций служит,
на наш взгляд, доказательством постмодернистской природы исламизма.
«Мы с уважением относимся к различным мнениям, которьіе ныне образуют целый поток.
Но мы их оцениваем в свете возложенной на нас миссии: одни мы принимаем, другие отбрасываем» откровенно признавался Хасан аль-Банна12.
Эклектический характер исламизма, его внутренняя противоречивость никак не обсуждается идеологами.
Они лишь декларируют определенные принципы, которые, взятые вместе, образуют мозаику политической религии.

Фундаменташзм (салафизм), по нашему мнению, является разновидностью исламизма, а не наоборот, так как фундаменталисты разделяют ряд общих черт с другими исламистами (эклектизм догматики, приверженность иджтихаду), но в то же время имеет особые 1Коу О.
Указ.соч.
Р.
52.
2 Цит.по: Левин З.И.
Ислам и яациоиализм в странах зарубежного Востока.М.: Наука, І988.
С.
104.


[стр.,139]

139 черты, которых у других исламистов нет (буквальное понимание Корана и Сунны, обостренная ксенофобия, в том числе, по отношению к христианам).
Наш анализ политического ислама основывается на работах исламистов из разных стран, суннитов и шиитов, основателей исламизма и их современных последователей.
Комплексный подход к источникам обусловлен, во-первых, тем, что сами исламисты ссылаются на работы друг друга, во-вторых, тем, что пишут они приблизительно одно и то же, и, в третьих, тем, что
(здесь мы солидарны с А.В.Малашенко), современные (появившиеся в 1990-х гг.) идеологи являются больше интерпретаторами и толкователями наследия ранних исламистов, чем оригинальными мыслителями1.
К классикам раннего исламизма относятся Абу Аля Маудуди (1903-1979, Пакистан), Саййид Кутб (19061966, Египет), Хасан ат-Тураби (р.
1932, Судан), аятолла Рухолла Хомейни (1900-1989, Иран) их менее известные ученики и продолжатели.
Рассматривая политический ислам, мы считаем необходимым уйти от жесткого разграничения между суннизмом и шиизмом.
Преодоление этого разделения, также как разделения суннитов по мазхабам —одна из основных задач исламистов.
Они
стремятся вернуться к исламу времен Пророка, не знавшему современной раздробленности.
Аятолла Хомейни даже писал, что «каждый, кто попытается разделить мусульман на шиитов и суннитов, не принадлежит ни одной из этих общин и должен считаться неверным»12.
«Наши братья-сунниты в мусульманском мире должны знать, что агенты сатанинских сверхдержав не желают благосостояния ислама и мусульман.
Мусульмане должны отмежеваться от них и не обращать внимания на их разобщающую пропаганду» 1См.: Малашеко А.В.
Исламская альтернатива и исламистский проект...

С.76.
2 Цит.по: Алиев А.А.
Указ.соч.
С.
76.

[Back]