Проверяемый текст
Семедов, Семед Абакаевич; Политический ислам в современном мире (Диссертация 2009)
[стр. 80]

стремятся вернуться к исламу времен Пророка, не знавшему современной раздробленности.
«Каждый, кто попытается разделить мусульман на шиитов и суннитов, не принадлежит ни одной из этих общин и должен считаться неверным»,
писал Аятолла Хомейни'.
В этом же ключе высказывался и духовный лидер Судана Хасан ат-Тураби: «Мы не сунниты и не шииты, и не разделены по мазхабам»12.
Все это обуславливает необходимость рассматривать исламизм как целостное явление, несмотря на наличие внутри него различных направлений и ответвлений.
Данный подход, например, применяется А.В.Малашенко, который также считает, что «между суннитским и шиитским вариантами исламизма принципиальной разницы нет»3.
Единственное различие, имеющее значение, —это различие между умеренным исламизмом (с которым современные государства могут уживаться) и радикальным (оппозиционным вплоть до использования экстремизма, терроризма и восстаний).
Умеренные исламисты действуют через легальные политические институты.
«Они не ломают систему,
но трансформируют ее «под себя», стремясь занять внутри нее стабильное место...
Радикалы же ведут борьбу за смену системы»4.

Остальные различия не имеют особого значения, косвенным доказательством чему является тот факт, что сами исламисты легко преодолевают их.

К классикам раннего исламизма принято относить Абу Аля Маудуди (1903 —1979, Пакистан), Саййида Кутба (1906 —1966, Египет), Хасана, атТабури (р.1932, Судан), Аятоллу Рухоллу Хомейни (1900 1989, Иран), а также их менее известных учеников и продолжателей.
Все они жили и проповедовали в XX веке, что позволило Ф.М.Мухаметшину сделать вывод о том, что «исламский фундаментализм —феномен второй половины XX ве1 Цит.
по: Алиев.
А.А.
Идеология «мусульманского национализма» / А.А.
Алиев.
М : ИППОН,2008.-С .
76.
2 Цит.
по: Поляков, К.М.
Арабский восток и Россия: проблема исламского фундаментализма/
К.М.
Поляков.
М.: Эдиториал УРСС, 2001.
С.
21.
3 Малашенко, А.В.
Исламская альтернатива
и исламистский проект /
А.В.
Малашснко.
М.: Весь мир, 2006.
С.
54.
4Там ясс.
С.
85.
80
[стр. 139]

139 черты, которых у других исламистов нет (буквальное понимание Корана и Сунны, обостренная ксенофобия, в том числе, по отношению к христианам).
Наш анализ политического ислама основывается на работах исламистов из разных стран, суннитов и шиитов, основателей исламизма и их современных последователей.
Комплексный подход к источникам обусловлен, во-первых, тем, что сами исламисты ссылаются на работы друг друга, во-вторых, тем, что пишут они приблизительно одно и то же, и, в третьих, тем, что (здесь мы солидарны с А.В.Малашенко), современные (появившиеся в 1990-х гг.) идеологи являются больше интерпретаторами и толкователями наследия ранних исламистов, чем оригинальными мыслителями1.
К классикам раннего исламизма относятся Абу Аля Маудуди (1903-1979, Пакистан), Саййид Кутб (19061966, Египет), Хасан ат-Тураби (р.
1932, Судан), аятолла Рухолла Хомейни (1900-1989, Иран) их менее известные ученики и продолжатели.
Рассматривая политический ислам, мы считаем необходимым уйти от жесткого разграничения между суннизмом и шиизмом.
Преодоление этого разделения, также как разделения суннитов по мазхабам —одна из основных задач исламистов.
Они стремятся вернуться к исламу времен Пророка, не знавшему современной раздробленности.
Аятолла Хомейни даже писал, что «каждый, кто попытается разделить мусульман на шиитов и суннитов, не принадлежит ни одной из этих общин и должен считаться неверным»12.
«Наши братья-сунниты в мусульманском мире должны знать, что агенты сатанинских сверхдержав не желают благосостояния ислама и мусульман.
Мусульмане должны отмежеваться от них и не обращать внимания на их разобщающую пропаганду» 1См.: Малашеко А.В.
Исламская альтернатива и исламистский проект...

С.76.
2 Цит.по: Алиев А.А.
Указ.соч.
С.
76.


[стр.,140]

140 заявил Хомейни в одном из своих обращений1.
Духовный лидер Судана Хасан ат-Тураби заявлял: «Мы не сунниты и не шииты, и не разделены по мазхабам»12.
Наш подход заключается в рассмотрении исламизма как целостного явления, несмотря на наличие внутри него различных направлений и ответвлений.
Мы согласны с мнением А.В.Малашеико: «между суннитским и шиитским вариантами исламизма принципиальной разницы нет»3.
Такую же позицию отстаивает Бессам Тиби: “Западные исследователи ислама, имеющие, как правило, не социологическое, а филологическое образование, по праву указывают на многообразие ислама.
Одиако из этого они делают неверный вывод о недопустимости обобщающих суждений.
Возможно, в филологии это и правильно, но не в политике и обществе: в этих сферах подобного рода аргументация явно ошибочна.
При надлежащем знании предмета обобщение в определенной степени не только возможно, но даже необходимо, в противном случае подвергаешь себя опасности не распознать подлинную проблему.
Исламский мир чрезвычайно разнообразен, но его многообразие укладывается в общий спектр, который следует именовать исламской цивилизацией.
Исламизм, соответственно, также многолик и все-таки это единый феномен”1.
Единственное различие, которое, на наш взгляд, имеет значение — это различие между умеренным исламизмом (с которым современные государства моіут уживаться) и радикальным (оппозиционным вплоть до использования терроризма или организации восстаний).
Умеренные 1Цит.по: ЗІсІс^иі К.
№і*юп-81аіез аз ОЬ.чіасІез со іЬе ТоЫ ТгапэГогтаІіоп оі*(Ье ШпгіаЬ // ТЬе Ітрисі оГ №ііоші1шп оп Ше Мичііт \Ѵогкі.
Есі.Ьу ОЬауазизчіп М.
Ь.: Ореп Ргезз; АІ-Ноба.
1986.
Р.
16.
2 Поляков К.М.
Арабский восток и Россия: проблема исламского фундаментализма..VI.:
Эдиториал УРСС.
2001.
С.
21.
3Малашенко А.В.
Исламская альтернатива...

С.
54

[стр.,141]

141 исламисты действуют через легальные политические институты.
«Они не ломают систему*
по трансформируют ес «под себя», стремясь занять внутри нее стабильное место...
Радикалы же ведут борьбу за смену системы»
пишет А.В.Малашенко2.
Остальные различия не имеют особого значения, косвенным доказательством чему является тот факт* что сами исламисты легко преодолевают их.

2.2.0сновные идейные положения политического ислама.
Исламизм, как и другие политические религии, объясняет политические явления исключительно через события сакрального мира.
Если война — то священная (джихад), если погибший герой то мученик за веру (шахид), если враг —то дьявол (шайтан).
Никакого символизма, никаких метафор в концепциях исламистов ист.
Они подразумевают именно то, что пишут.
Если Вебер писал о «расколдовывании» (ЕпЬгаиЪегип&) мира, то исламисты возвращают ему сакральный смысл.
Политика для исламистов —полностью сакральное явление.
Исламизм наполняет не только политические явления религиозным смыслом (война равна джихаду), но и религиозные политическим (джихад равен войне).
По выражению З.И.Лсвяна, «священное —обмирщается, мирское сакрализируется»1.
Мы согласны с позицией А.А.Игнатенко, критикующего отношение к исламистским религиозно-политическим движениям как к чему-то, что «прикрывается» исламом, на самом деле преследуя «иные» цели.
Такой подход он назвал «негативным исламоведеиием».
Например, движению «Талибан» отказывали в праве называться исламским по следующим причинам: «Талибы-де национальное12 1Тиби Б.
Политизация религии // Іпіетаііопаіе РоШік.
№ 2.
2000.
Илтернетвсрсия.
В Интернет но адресу: НЦр:/Лѵ\ѵ\ѵ.Деиі$сЬеЬоІяс1іаЙшоіікгш.ги/ги/ЬіЫіоіЬек/ш1етаІіопа1е-ро1ІІік/2000-02/агІіс1с04.Ыт1 2Малашенко А.В.
Исламская альтернатива...
С.
85.

[Back]