Проверяемый текст
Семедов, Семед Абакаевич; Политический ислам в современном мире (Диссертация 2009)
[стр. 88]

столпом ислама и казненный в 1982 г.) старательно реализовывали его предписания.
Только в арабских странах от Марокко до Саудовской Аравии в 7080-е годы действовали, устраивая взрывы, покушения, захваты и практикуя прочие виды террора, 145 исламских неправительственных религиознополитических организаций (НРПО), в основном придерживавшихся фундаменталистской ориентации1.
Правда, отдавая дань установкам умеренного фундаментализма, часть их стремилась к политическим методам борьбы и легальным формам деятельности.
К таковым, по мнению О.Руа, можно отнести основное течение «Братьсв-мусульман», тунисскую организацию «АнНахда», пакистанскую «Джамаат-и ислами», афганскую «Джамиат-и ислама», Исламскую партию возрождения (ИПВ) в СССР и другие, им подобные, не объявлявшие своих правителей «неверными».
Но в большинстве случаев верх в организациях фундаменталистов одержали экстремисты, иногда даже открыто объявлявшие о создании внутри НРПО специальных боевых отрядов для ведения террора.
Для них были характерны фанатизм, склонность к насилию, забвению национальной принадлежности ради религиозной идеи и религиозного единства*2.
Основной шиитской политической концепцией стал «хомейнизм» (хотя этот термин не является установившимся), идеология, разработанная Аятоллой Хомейни и воплощенная им на практике в виде Исламской Республики Иран.
Хомейнизм,
по мнению С.А.Семедова, представляет собой современную эклектичную политическую религию, гибко реагирующую на изменения ситуации в мире3.
Наиболее подробный разбор
хомейннзма и доказательство его эклектичной природы предоставлены Э.Абрахамяном, который пишет, что Хомейни «заимствовал идеи, слова и лозунги из' немусульманского ми88 ’ См.: Игнатенко, А.А.
Халифы без халифата / А.А.
Игнатенко.
М., !98В.
С.
195 206; Ражбацшгов, М.З.
Радикальный исламизм в Египте / М.З.
Ражбадипов.
М , 2003.
С.
57.
2 См.: Roy, О.
The Failure of Political Islam / О.
Roy.
Cambridge, Mass.: Harvard University Press,2001.-P .5 6 -57.
3См.: Ссмедов, C.A.
Ислам в политике: идеология и практика / С.А.
Семедов.
М.: ЭконИнформ, 2009.
С.
130 139.
[стр. 173]

173 употребления).
Хотя исламисты допускали идею его избрания, легитимность правлению амира придает не то, что его поддерживает большинство народа, а факт его личной праведности.
Описывая необходимые характеристики главы исламского государства, аятолла Хомейни писал (1981): «Правление, при котором подлинным властелином является Закон, логически требует, чтобы глава Исламского государства знал Закон досконально...
Другая характеристика главы Исламского государства то, что он должен быть справедливым...
Он должен досконально знать законы ислама и справедливо претворять их в жизнь»1.
Амир —выдающийся человек, праведность которого (а значит — пригодность в качестве лидера) очевидна всем.
«Единственным критерием для распознания амира...
становится сам этот человек, его добродетель, его личность» поясняет О.
Руа12.
Амир должен превосходить в добродетели всех членов уммы, быть своего рода имитацией Пророка.
Таких харизматических личностей в исламистском движении появилось много: наиболее показательна судьба самого С.Кутба, казненного египетскими властями.
А.Маудуди был амиром «Джамаате ислами», фактически, до самой смерти.
Основной шиитской политической концепцией стал «хомейнизм» (хотя этот термин не является установившимся), идеология, разработанная аятоллой Хомейни и воплощенная им на практике в виде Исламской Республики Иран.
Хомейнизм,
но нашему мнению, представляет собой современную эклектичную политическую религию, гибко реагирующую на изменения ситуации в мире.
Наиболее подробный разбор
хомейиизма и доказательство его эклектичной природы предоставлены Э.Абрахамяном, который пишет, что Хомейни 1Хомейни Р.
Столпы исламского государства.
I октября 2009 г.
находилось и Интернет по адресу: ЬЦр://ѵѵ\ѵѵѵ.Гашта.пег/іехѣ/к1ютеіпі02.Ішп 2КоуО.
Указ.соч.
Р.
43.

[Back]