Проверяемый текст
Семедов, Семед Абакаевич; Политический ислам в современном мире (Диссертация 2009)
[стр. 92]

92 Эти процессы были вызваны разочарованием не только в панисламистском проекте, но и в возможности постепенной исламизации исторически мусульманских государств.
Некоторые авторы даже стали полагать, что происходившие процессы ознаменовали поражение или провал исламизма.
Так, Ж.Кепель в 2001 г, утверждал, что «исламистские движения вступили в фазу заката, который с середины 90-х годов XX века становится все более стремительным»1.
Однако, как справедливо замечает О.Руа, «смягчение позиций крупных исламистских движений и их интеграция в своеобразную форму национализма открыли нишу для нового типа радикализма, который должен был быть суннитским, идеологически консервативным и наднациональным»12.
Помимо идейного разочарования, значительную роль в обновлении исламизма сыграли отрицательные социально-экономические последствия неолиберальной глобализации.
В начале 1990-х годов поднимается вторая волна исламизма.
Для представителей этой волны характерно фундаменталистское видение мира как полностью погибшего и не предназначенного к спасению.
Исламисты предполагают,
что человечество живет под властью Даджаля (антихриста).
Все, что может сделать авангард «избранных», вести партизанскую войну и наносить точечные удары по миру джахилийи.
Конечно, исламистский идеал остается прежним: создание всемирной уммы, но процесс борьбы становится для исламистов новой волны важнее результата.
«У этих радикалов очень слабая программа, сводящаяся к введению шариата и игнорирующая важные социальные и экономические требования старых движений», пишет о
«но1См,: Кепель, Ж.
Джихад.
Экспансия и закат исламизма / Ж.
Кепель.
М.: Ладомир, 2004.
-С .
9.
2 Рой, О.
Бен Ладен: апокалиптическая секта, отколовшаяся от политического ислама /
О.Рой // Конституционное право: восточно-европейское обозрение.’М., Чикаго, 2001.
ЛЬ 4.
С.
74.
,
[стр. 191]

191 опасными, что под давлением армии Эрбакан был вынужден уйти в отставку, а его партия была распущена.
О.В.
Плешон отмечает, что сотрудничество «Джамаате ислами» с режимом Зия уль-Хака привел к снижению радикализма этой группировки: «революционность...
пришлось задвинуть на дальнюю полку до лучших времен».
Однако по указанной причине партия «стала выглядеть обыкновенным квислингом [предателем, коллаборационистом С.С.], способным променять идеалы на чечевичную похлебку...
Это и способствовало отходу от нее непримиримых экстремистов, моджахедов по духу, которых прежде ДИ рассматривала как свой золотой актив»1.
Некоторые авторы (О.Руа, Ж.Кепель) полагают, что происходившие процессы знаменовали поражение или провал исламизма12.
Однако, справедливо утверждает тот же О.Руа, «смяі'чение позиций крупных исламистских движений и их интеграция в своеобразную форму национализма открыли нишу для нового типа радикализма, который должен был быть суннитским, идеологически консервативным и наднациональным»3.
Помимо идейного разочарования, значительную роль в обновлении исламизма сыграли отрицательные социально-экономические последствия неолиберальной глобализации.
В начале 1990-х годов поднимается вторая волна исламизма.
Для представителей этой волны характерно фундаменталистское видение мира как полностью погибшего и не предназначенного к спасению.
Исламисты предполагают
(хотя и не могут быть уверены в этом), что 11Глсшов О.В.
Указ.
Соч.
С.
216.
2 Кспель Ж.
Указ.соч.
С.
9.
3 Рой О.
Бен Ладен: апокалиптическая секта, отколовшаяся от политического ислама // Конституционное право: восточно-европейское обозрение.

М.; Чикаго, 2001.
№ 4.
С.
74.


[стр.,192]

192 человечество уже живет под властью Даджаля (антихриста)1.
Всё, что может делать авангард «избранных» вести партизанскую войну и наносить точечные удары по миру джахилийи.
Конечно, исламистский идеал остается прежним: создание всемирной уммы, но процесс борьбы становится для исламистов новой волны важнее результата.
«У этих радикалов очень слабая программа, сводящаяся к введению шариата и игнорирующая важные социальные и экономические требования старых движений» пишет о
«новых исламистах» О.Руа12.
Бен Ладен, отмечает Руа, «прежде всего активный деятель, а программу ему заменяет непосредственно сам джихад»3.
А.В.Малашенко полагает, что «вряд ли Бен Ладен и главный идеолог «Аль-Каиды» Айман Завахири верят в конечную победу над Америкой и шире над всем Западом.
Для них победа заключается в самом факте борьбы, за которую они несут ответственность только перед Аллахом»4.
Разумеется, «новый исламизм» не отменяет «старый» они сосуществуют, иногда сотрудничая, а иногда враждуя.
Идейной основой нового исламизма мы, с полной убежденностью в правильности выбранного термина, считаем фундаментализм.
Фундаменталистское направление в политическом исламе представлено организацией «Аль-Каида», движениями «Талибан», «Хизб ат-Тахрир аль-Ислямий» и т.д.
Процесс глобализации оказал свое воздействие на методы фундаменталистов.
Появилась глобальная сеть, которую А.Ипіатеико называет «государство Аль-Каида», подчеркивая, что это не просто одна организация, а конгломерат разнообразных 1 Можно сравнить исламских фундаменталистов со старообрядцамибсспоповцами, которые верят, что Антюсрист уже царствует в мире и что следует* ожидать Судного Дня в скитах.
2Рой О.
Указ.соч.
С.
75.
3Там же.
С.
71.
4Малашенко А.В.
Террор как наслаждение // Время Новостей.
12 апреля 2004 г.
находилось в Интернет по адресу: Ь«р://\ѵѵѵ\ѵ.сагпеі»іе.ги/ги/ргіы/70271-ргІп(.Ьіт

[Back]