127 преобладает критерий рентабельности, международная ориентация затрагивает чаще всего индустрию развлечений. С точки зрения формирования культурных потребностей важно то, что модель общественной патерналистский каждый рынок поддержки характер, а культуры рыночная с наиболее имеет в определенной основана на степени том, что модель и начинается потребителя подстраивается под него. Дальнейшее конструирование культурной политики современной России во многом будет зависеть от того, какие концептуальные подходы возобладают. Формирование культурных потребностей в повышении качества человеческого капитала является условием развития общества и государства. Модернизация государства, создание гражданского общества требуют системы формирования культурных потребностей гражданина, который бы эффективно участвовал в сознательного демократическом процессе развития страны. 2.2 Формирование культурных потребностей в современном обществе «Особо значимую роль на рубеже ХХ-ХХ1 играет специфический пласт, возникший на пересечении экономической, культурно-символической, политической, информационной власти, называемый «пласт потребления» В настоящее время это развитое синтетическое образование, сформированное на определенных человеческих интересах и мотивациях, и порождающее в обществе необходимое для своего самовоспроизводства поведение. «Власть потребления» является следствием развитой рыночной экономики, основной проблемой которой является поиск новых рынков сбыта. Поскольку их число объективно качественное потребностей. ограничено, изменение В единственным потребителя решением проблемы у становится него новых формирование систему включаются психологические, культурные средства, всячески вынуждающие людей почувствовать необходимость в |
74 имманентные проявления культуры с другой составляют суть культурной политики государства. Эта политика всегда имела и имеет конкретно-исторический характер: она обусловлена национально историческим типом культур, историческим типом и политическим характером государства, уровнем развития общества, его геополитическими ориентациями и другими факторами. Опыт и уроки "социалистической культурной политики", феномен которой достаточно изучен в научной литературе, по-разному влияют на формирование переходных моделей культурного развития постсоциалистических стран. Все зависит от характера и интенсивности модернизационных процессов, степени их преемственности с предыдущими этапами развития, учета национально-культурных традиций, цивилизационных основ ит.д." . Выше проанализированные модели культурной политики имеют свои преимущества и риски, которые необходимо учитывать при конструировании культурной политики в рыночных условиях. Так, модель, построенная на принципах общественной поддержки связана с минимальными условиями для инноваций, роль художников ограничивается, с трудом вырабатываются инструменты гибкого планирования и т.д. В рыночной же модели исчезают те виды культурной деятельности, которые не доказали свою экономическую состоятельность, преобладает критерий рентабельности, международная ориентация затрагивает чаще всего индустрию развлечений. С точки зрения формирования культурных потребностей наиболее важно то, что модель общественной поддержки культуры имеет в определенной степени патерналистский характер, а рыночная модель основана на том, что каждый рынок начинается с потребителя и подстраивается под него. Востряков Л. Культурная политика: основные концепцииимодели //Экология культуры. 004.№1.С.85. 2 Карпухин О., Макаревич Э. Формирование масс: Природа общественных связей и технологии "паблик рилейшнз". Опыт историко-социологического исследования. Калининград,2001.С.110-111. 75 Дальнейшее конструирование культурной политики современной России во многом будет зависеть от того, какие концептуальные возобладают. Формирование культурных потребностей в повышении качества подходы человеческого капитала является условием развития общества и государства. Модернизация государства, создание гражданского общества требуют системы формирования культурных потребностей сознательного гражданина, который бы эффективно участвовал в демократическом процессе развития страны. 2.2.Маркетинг потребностей. и брендинг в формировании культурных Технологии формирования культурных потребностей приобретают сегодня все большее значение. В связи с этим внимание теоретиков и практиков все больше обращает на себя маркетинг, который важен как для рыночных структур, так игосударственных учреждений, для продвижения как "высокой", так и"массовой" культуры. . Маркетинг — это категория и практика менеджмента, осуществляющегося всоответствии срыночной ситуацией, иодной из главных составляющих он включает в себя осознание мотивации потребителя. Важнейшим понятием маркетинга является спрос, потребность, как осознанная, так инеосознанная,втоварах или услугах. Маркетинг применими к сфере культуры, однако это имеет свои особенности. Простая ориентацияна потребителя иего нужды не срабатывает вмаркетинге культуры, так как сфера культуры в своей значительнейшей части является некоммерческой. В этом случае деятельность осуществляется дляпотребителя, носредства находятся в других руках, лишь соединив все вместе, можно достичь полноценногорынка. Сведение культурной деятельности напотребу тех,кто"заказывает музыку" — |