133 в данном случае имеется в виду, как материальные условия жизни, так и характер всех его отношений с природным и искусственным другими людьми и самим собой. М. Коул утверждает, что даже самые маленькие дети, задолго до освоения языка, «выбирают культурные направляюпдие находятся культурные как основные взрослых в личном Можно миром, составляющие сценариев» идеальном своего развития, поскольку воплощают свои «внутри черты а взрослые и материальном контексте повседневной жизни».^'^ сказать, что дети приходят в мир, «опытные в представлениях, которые имеет общество относительно них»: прошлое культуры встречает новорожденного как свое будущее. Механизм формирования культурных потребностей, переносящий «конец и начало» означает: «представление будущего действия или развития как уже существующего».^"* Поведение людей живущих в культуре, отражено в той мере, в какой они вносят будущее в настоящее, превращая новорожденных в объекты собственной культурной интерпретации, опираясь на воспоминания своего прошлого. Этим самым, замечает М. Коул, воспоминания родителей о своем прошлом и их представлении о будущем детей становятся фундаментальным настоящем. культурных материальным ограничителем жизненного опыта ребенка в Другими словами, семья создает предпосылки формирования потребностей, основанных на представлениях о мире, обеспеченных ее культурным опытом. Следовательно, формирование культурных потребностей есть продукт культурного развития личности. Вне культуры нет личности, а значит и культурных потребностей. Семья, личность, культура, общество и государство должны быть едины в формировании культурных потребностей.^^ М. Коул Культурно-историческая психология. М., 2004. С.245. ^'^ См.: М. Коул Культурно-историческая психология. М., 2004. С.209-217 " См.: М. Коул Культурно-историческая психология. М., 2004. С.217-219. |
41 движение человека к человечности, именно в этой связи можно говорить о нравственно-ценностной позиции человека как совокупности основных отношений кмиру, людям, себе. Именно нравственно-ценностная позиция человека, хороша или плоха, формирует ' культурные потребности, а потребности влияют на нравственность человека вот насколько глубока и значимароль того, кто формирует и как формирует культурные потребности. Личность может быть нравственно здоровой или больной, а это уже i зависит от его духовного воспитания, понимая это как способность человека к самоопределению выбора ценностей на основе свободного выбора. Человек не свободен от обстоятельств, но он свободен в занятии позиции по отношению к ним. От него зависит,уступитли он обстоятельствам или поднимется надними, в зависимости оттого, какойв него был заложен духовный фундамент. В подростковом возрасте альтернативным каналом усвоения и формирования культурных потребностей являются сверстники. Значит для формирования культурных потребностей необходимо наличие нравственных ценностей не только на макроуровне, но и на микроуровне, то есть на уровне группы, скоторой индивид себя идентифицирует. Возможность формирования культурных потребностей увеличивается, если его повседневная жизнь обретает смысл высокого нравственного уровня. В данном случае имеется в виду, как материальные условия жизни, так и характер всех его отношений — с природным и искусственным миром,другими людьми и самим собой. М. Коул утверждает, что даже самые • маленькие дети, задолго до освоения языка, "выбирают культурные направляющие как основные составляющие своего развития, поскольку находятся "внутри взрослых сценариев" а взрослые воплощают свои культурные черты в личном идеальном и материальном контексте повседневной жизни" . Можно сказать, что дети приходят в мир, "опытные в представлениях, которые имеет общество 1 КоулМ.Культурно-историческая психология.М.,1997.С.245. 42 относительно них": прошлое культуры встречает новорожденного как свое будущее. Механизм формирования культурных потребностей, переносящий "конец и начало" означает: "представление будущего действия или развития как уже существующего"1. Поведение людей живущих в культуре, отражено в той мере, в какой они вносят будущее в настоящее, превращая новорожденных в объекты собственной культурной интерпретации, опираясь на воспоминания своего прошлого. Этим самым, замечает М.Коул, воспоминания родителей о своем прошлом и их представлении о будущем детей становятся фундаментальным материальным ограничителем жизненного опыта ребенка в настоящем. Другими словами, семья создает предпосылки формирования культурных обеспеченных потребностей, ее основанных опытом. на 'представлениях о мире, культурным Следовательно, формирование культурных потребностей есть продукт культурного развития личности. Вне культуры нет личности, а значит и культурных потребностей. Семья, личность, культура, общество и государство должны быть едины в формировании культурных потребностей2. Значительное место в формировании культурных потребностей играют сегодня средства массовой информации, особенно радио и телевидения, вошедшие в повседневную жизнь человека. Существует сложная связь между социокультурной реальностью и ее репрезентацией в медиа, зависимость семантической структуры текстов от определенного набора культурных отношений, организующая роль в которых принадлежит скорости и разнообразию, от особой характеристики телевещания, сутью которого является планируемый поток сообщений. Основой для изучения механизмов репрезентации различных аспектов социальной реальности в медиа может служить выделение системы ценностей. Это важно с точки зрения понимания того, как культурные ценности, передаваемые через образ медиа, становятся 1 2 См.:КоулМ.Культурно-историческая психология.М.,1997.С. 209-217 См.:КоулМ.Культурно-историческая психология.М.,1997.С. 217-219. |