140 человека к человечности, именно в этой связи как можно говорить о нравственно-ценностной позиции человека совокупности основных отношений к миру, людям, себе. Именно нравственно-ценностная позиция человека, хороша или плоха, формирует культурные потребности, а потребности влияют на нравственность человека вот насколько глубока и значима роль того, кто формирует и как формирует культурные потребности. Следовательно, личность, формирующая свои культурные потребности, может быть нравственно здоровой или больной, а это уже зависит от его духовного воспитания, понимая это как способность человека к самоопределению выбора ценностей на основе свободного выбора. Человек не свободен от обстоятельств, но он свободен в занятии позиции по отношению к ним. От него зависит, уступит ли он обстоятельствам или поднимется над ними, в зависимости от того, какой в него был заложен духовный фундамент. Здоровое формирование культурных потребностей характеризуется множеством многообразий ценностно-смысловых отношений, способностью восприятия ранга ценностей и смысла жизни. Таким образом, проблема формирования культурных потребностей человека связывается и с психическим развитием, социальными структурами общества, макро и микро социокультурной средой. То есть стадии развития культурных потребностей выбору, предполагают определяют способности условия жизни формирования человека как к всей самостоятельному совокупности форм бытования культуры. И если общество не предъявляет к своим гражданам определенной системы нравственных требований, то оно способствует их низкому уровню культурных потребностей, и наоборот, общество, обеспечивающее высокие нравственные ценности, развивает в индивиде способность высоких культурных запросов, тем самым, создавая условия для духовного восхождения. Высокая либерализация общественной и культурной жизни, базирующаяся на абсолютизации самостоятельности, эгоцентризме, крайнем индивидуализме, при котором человеческая прихоть |
36 Немаловажно и существование дефицита ресурсов для формирования культурных потребностей. Здоровое формирование культурных потребностей характеризуется множеством ценностно-смысловых отношений, способностью восприятия ценностей и смысла жизни. Таким образом, проблема формирования культурных потребностей человека связывается и с психическим развитием, и с социальными структурами общества, с макро и микросоциокультурной средой. Формирование культурных потребностей предполагает способность человека к самостоятельному, выбору. Но при этом, если общество не предъявляет к своим гражданам определенной системы нравственных требований, то оно способствует развитию низкого уровня культурных потребностей, и наоборот, общество обеспечивающее высокие нравственные ценности, развивает в индивиде способность высоких культурных запросов, тем самым, создавая условия для духовного восхождения Вопросы потребления/потребностей были оригинально увидены при проведении исследования, направленного на выявление семантической рефлексии этих понятий . Как было выявлено, семантическое поле понятий потребности потребление содержит ряд характеристик с разнообразным объемом лексического содержания. Наиболее распространенной оказалась потребность в продуктах питания, но что важно, такое же количество респондентов связывают потребление с общением, называют потребность в еде и общении эквивалентными. Оказалось, что эпоха массовой культуры поднимает роль услуг до уровня осознанной потребности (24% опрошенных). "Почти каждый третий респондент (29%) среди факторов, влияющих на формирование и развитие потребностей/потребления назвал ценности (как индивидуальные, так и социальные), отношения с окружающими, пространственно-временной аспект потребления, условия и возможности Исследование проводилось в виде коротких эссе в 2003 г. в среде студентов выпускных курсовдневного изаочного отделенийпятисаратовских вузов(173 человека). 1 41 движение человека к человечности, именно в этой связи можно говорить о нравственно-ценностной позиции человека как совокупности основных отношений кмиру, людям, себе. Именно нравственно-ценностная позиция человека, хороша или плоха, формирует ' культурные потребности, а потребности влияют на нравственность человека вот насколько глубока и значимароль того, кто формирует и как формирует культурные потребности. Личность может быть нравственно здоровой или больной, а это уже i зависит от его духовного воспитания, понимая это как способность человека к самоопределению выбора ценностей на основе свободного выбора. Человек не свободен от обстоятельств, но он свободен в занятии позиции по отношению к ним. От него зависит,уступитли он обстоятельствам или поднимется надними, в зависимости оттого, какойв него был заложен духовный фундамент. В подростковом возрасте альтернативным каналом усвоения и формирования культурных потребностей являются сверстники. Значит для формирования культурных потребностей необходимо наличие нравственных ценностей не только на макроуровне, но и на микроуровне, то есть на уровне группы, скоторой индивид себя идентифицирует. Возможность формирования культурных потребностей увеличивается, если его повседневная жизнь обретает смысл высокого нравственного уровня. В данном случае имеется в виду, как материальные условия жизни, так и характер всех его отношений — с природным и искусственным миром,другими людьми и самим собой. М. Коул утверждает, что даже самые • маленькие дети, задолго до освоения языка, "выбирают культурные направляющие как основные составляющие своего развития, поскольку находятся "внутри взрослых сценариев" а взрослые воплощают свои культурные черты в личном идеальном и материальном контексте повседневной жизни" . Можно сказать, что дети приходят в мир, "опытные в представлениях, которые имеет общество 1 КоулМ.Культурно-историческая психология.М.,1997.С.245. 43 действенной силой в формировании мотивации стилей,выбора продукта потребления . потребностей, жизненных Нельзя не отметить многие положительные тенденция влияния СМИ на культурные потребности, в частности они способствуют развитию культурного многообразия, доступности культурных ценностей. Тем не менее, высокая либерализация общественной и культурной жизни, базирующаяся на абсолютизации самостоятельности, эгоцентризме, крайнем индивидуализме, при котором человеческая прихоть обеспечена свободой самовыражения, чревата зарождением низких культурных потребностей. Засилье коммерческих программ в СМИ и отсутствие возможности выбора у человека создает ситуацию, когда утрачиваются возможности сознательного поведения в соответствии со своими личностными смыслами. "Осуждение мещанства, потребительства, вещизма, характерное для советского периода, сменилось пропагандой со стороны СМИ комфорта, свойственного западному образу жизни. Наметился сдвиг в сторону гедонизма, опустошения внутреннего духовного мира. Все это особенно касается молодого потребителя. С начала 90х гг. быстрыми темпами происходит смена ценностей. Вместо коллективизма, социальной справедливости, порядочности и патриотизма активно внедряются индивидуализм, эгоизм, потребительство, отказ от нравственных ценностей. Наблюдается невиданное по своей динамике развитие развлекательных шоу, которые из средства все более превращаются в цель. Индустрия досуга предлагает потребителю все новые виды рекреационных товаров и услуг, которые не способствуют "его физическому и духовному развитию. Компьютерные игры, современная музыка (техно, трэш, "тяжелый металл", гранж и т.д.), телевидение с его рекламой, играми и агрессией, способствуют См.: ШапинскийВ.А. Масс-медиа на пороге XXI века: теории, проблемы и подходы// Полигнозис.1998.№4. |