156 взаимодействие культурных институтов с сообществами, готовность идти навстречу творческим инициативам, идущим «снизу», способствовать их развитию, выявлению их внутренних ценностных установок.^^ Современные тенденции развития институтов культуры определяют особенности культурной деятельности конкретных организаций культуры. Весьма крупные изменения в деятельности организаций культуры вызваны осознанием очень простой вещи, подчеркивает Д.Х. Пул, а именно пониманием того, что конкуренция за существование может быть выиграна путем более активного служения публике: «И повсюду организации, сражающиеся за свое выживание, все чаще убеждаются: все их будущее зависит от того, смогут ли они научиться не на словах, а на деле служить людям самым разным неимущим, лишенным образования, представителям разных этнических групп, людям разных взглядов, туристам из разных стран и с разными запросами. Только служение этим новым аудиториям (курс перемен, от которых нет возврата) может увеличить количество человеческих, финансовых, капитальных ресурсов».^"^ В частности, важно, чтобы любая организация отчетливо понимала свою миссию, а именно то, что оправдывает ее существование. Самоопределение организации культуры и объяснение различным группам общества того, для чего она существует, ясное понимание возможностей организации человеку, и для конечной чего цели ее деятельности помогает стороннему организация существует, и хочет ли он принимать участие в ее программах. В России существуют государственному коммерческому сектору организации культуры, которые государственные учреждения относят к к культуры, и некоммерческому секторам. В период общественной трансформации важное внимание перемещается на вопросы взаимодействия государства с другими субъектами культуры, соотношение роли ^ ^ См. Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье. 2005. С. 10. '^ ^•^ Пул Д.Х. Когда менеджмент приносит деньги. Наставления учреждениям культуры всех стран.-СПб., 2003.-С.9. |
66 учреждениях культуры и вовсе не обращаются к художественной литературе. Заметно очевидное падение уровня художественного, вкуса населения" 1 . Исследователи связывают эту ситуацию с утратой многих позиций государства в управлении сферой культуры: свобода культурной деятельности не предполагает освобождения общества от ответственности за развитие культуры. культуры, не должна приводить к устранению государства от Государственная политика в сфере культуры'должна предполагать равный доступ населения к ценностям культуры, услугам учреждений культуры, осуществление протекционизма по отношению к публике, разработку механизмов поддержки отстающих социальных групп. В условиях роста культурного и социально-психологического многообразия, в том принципиально новом культурном ландшафте, новые явления и процессы занимают все большее место, традиционные институты культуры, например такие, как музеи или театры, должны не просто перестаивать свою деятельность, а в целом пересматривать свои отношения с обществом. В том числе значительной корректировке должно подвергнуться утверждение о необходимости государственной поддержки учреждения культуры только потому, что оно способствует передаче "сверху" широкой публике универсальных, проверенных временем культурных ценностей. В условиях культурного плюрализма необходимы дифференцированное взаимодействие навстречу культурных институтов с сообществами, готовность идти творческим инициативам, идущим "снизу", способствовать их развитию, выявлению их внутренних ценностных установок . Современные тенденции развития институтов культуры определяют особенности культурной деятельности конкретных организаций культуры. Весьма крупные изменения в деятельности организаций культуры вызваны 1 Экономические основыкультурной деятельности. С.42-43. См.:Пахтер М.,ЛэндриЧ.Культура наперепутье. С. 10. 2 67 осознанием очень простой вещи, подчеркивает Д.Х.Пул, а именнопониманием того, что конкуренция за существование может быть выиграна путем более активного служения публике: "И повсюду организации, сражающиеся за свое выживание, все чаще убеждаются: все их будущее зависит от того, смогут ли они научиться не на словах,' а на деле служить людям самым разным i неимущим, лишенным образования, представителям разных этнических групп, людям разных взглядов, туристам из разных стран и с разными запросами. Только служение этим новым аудиториям (курс перемен, от которых нет возврата) может увеличить количество человеческих, финансовых, капитальных ресурсов" \ В частности, важно, чтобы любая организация отчетливо понимала свою миссию, а именно то, что оправдывает ее существование. Самоопределение организации культуры и объяснение различным группам общества того, для чего она существует, ясноепонимание возможностей организации и конечной цели ее деятельности помогает стороннему человеку, для чего организация существует, и хочет ли он принимать участие в ее программах 2 . В России существуют организации культуры, которые относят к государственному сектору государственные учреждения культуры, а также к коммерческому и некоммерческому секторам. В период общественной трансформации важное внимание перемещается на вопросы взаимодействия государства с другими субъектами культуры, соотношение роли государственного, коммерческого и некоммерческого секторов в сфере культуры. обеспечить Поддержание культурного плюрализма, который только и может максимальное удовлетворение культурных интересов и потребностей всех социально, значимых групп и слоев общества может осуществляться только в процессе деятельности различных секторов культуры, так как государство в новых условиях не может и не должно обеспечивать Пул Д.Х. Когда менеджмент приносит деньги. Наставления учреждениям культуры всех стран.СПб.,1999. С.9. 2 См.:ПулД.Х. Когдаменеджмент приноситденьги. С.13. 1 |