175 значима роль того, кто формирует и как формирует культурные потребности (приложение 8). Личность может быть нравственно здоровой или больной, а это уже зависит от его духовного воспитания, понимая это как способность человека к самоопределению выбора ценностей на основе свободного выбора. Человек не свободен от обстоятельств, но он свободен в занятии позиции по отношению к ним. От него зависит, уступит ли он обстоятельствам или поднимется над ними, в зависимости от того, какой в него был заложен духовный фундамент. В подростковом возрасте альтернативным каналом усвоения и формирования культурных потребностей являются сверстники. Значит для формирования культурных потребностей необходимо наличие нравственных ценностей не только на макроуровне, но и на микроуровне, то есть на уровне группы, с которой индивид себя идентифицирует. увеличивается, Возможность если его формирования повседневная культурных жизнь обретает потребностей смысл высокого нравственного уровня. В данном случае имеется в виду, как материальные условия жизни, так и характер всех его отношений с природным и искусственным другими людьми и самим собой. М. Коул утверждает, что даже самые маленькие дети, задолго до освоения языка, «выбирают культурные направляющие как основные взрослых в личном Можно миром, составляющие сценариев» идеальном своего развития, поскольку находятся «внутри воплощают свои культурные черты а взрослые и материальном контексте повседневной жизни».'^"^ сказать, что дети приходят в мир, «опытные в представлениях, которые имеет общество относительно них»: прошлое культуры встречает культурных новорожденного как свое будущее. Механизм формирования потребностей, переносящий «конец и начало» означает: «представление Коул М. Культурно-историческая психология. М., 2003. С.245. |
41 движение человека к человечности, именно в этой связи можно говорить о нравственно-ценностной позиции человека как совокупности основных отношений кмиру, людям, себе. Именно нравственно-ценностная позиция человека, хороша или плоха, формирует ' культурные потребности, а потребности влияют на нравственность человека вот насколько глубока и значимароль того, кто формирует и как формирует культурные потребности. Личность может быть нравственно здоровой или больной, а это уже i зависит от его духовного воспитания, понимая это как способность человека к самоопределению выбора ценностей на основе свободного выбора. Человек не свободен от обстоятельств, но он свободен в занятии позиции по отношению к ним. От него зависит,уступитли он обстоятельствам или поднимется надними, в зависимости оттого, какойв него был заложен духовный фундамент. В подростковом возрасте альтернативным каналом усвоения и формирования культурных потребностей являются сверстники. Значит для формирования культурных потребностей необходимо наличие нравственных ценностей не только на макроуровне, но и на микроуровне, то есть на уровне группы, скоторой индивид себя идентифицирует. Возможность формирования культурных потребностей увеличивается, если его повседневная жизнь обретает смысл высокого нравственного уровня. В данном случае имеется в виду, как материальные условия жизни, так и характер всех его отношений — с природным и искусственным миром,другими людьми и самим собой. М. Коул утверждает, что даже самые • маленькие дети, задолго до освоения языка, "выбирают культурные направляющие как основные составляющие своего развития, поскольку находятся "внутри взрослых сценариев" а взрослые воплощают свои культурные черты в личном идеальном и материальном контексте повседневной жизни" . Можно сказать, что дети приходят в мир, "опытные в представлениях, которые имеет общество 1 КоулМ.Культурно-историческая психология.М.,1997.С.245. |