182 модерна» с учетом мифа «вечного капитализма» и «фаустовской» культуры, пронизанной духом активизма и стремления к владычеству. Второй проект проект постмодернизации, предполагающий возникновение наднационального универсума, в социокультурном плане это коллаж или ковер ценностей, эклектическая смесь Востока и Запада, Севера и Юга, по сути проект принуждения к глобализму. Третий проект гуманистического гуманизма, ориентированный на формирование многополюсного и многоликого сообщества стран, народов. Этот проект базируется на принципе диалога культур и опирается на реальный процесс интернационализации, где цивилизаций, становление миропорядка. экономики соединяется с формированием нового этоса и Понятию же гуманизма возвращается его истинный смысл человеческое измерение ценности жизни и творческих усилий личности, исходящей из существования высоких нравственных побуждений и норм."^ Стратегии определенное глобализации соотношение с человеческим и лицом предполагают факторов, поистине духовных материальных нравственных и утилитарных приоритетов. «Рынок наделяется магическими свойствами решать все проблемы и, руководствуясь не только «целесообразностью», оправдывать любые сомнительные с нравственной точки зрения поведенческие инстинкты и нормы. Понятно, почему любой нувориш или просто стяжатель, ничем кроме кошелька или банковского счета не доказавший своего превосходства над другими, может свысока смотреть и судить тех, кто в духовном и нравственном отношении вполне достоин считаться называться «развитым». Непонятно другое почему не замечают того, что сытость человека современного потребительского общества не сделала его (в массовом масштабе) в духовном и нравственном отношении выше и лучше тех, кто не преуспел в материальном благополучии. Главное, однако, заключается в другом доводе и выводе. Поскольку ресурсы планеты действительно ограничены и, следовательно. ""^ Грани глобализации. Трудные вопросы современного развития. М., 2003. С.415-417. |
48 К какому же обществу идет человек, каковы перспективы глобализации эти вопросы тревожат умы многих исследователей. В частности, называются три таких возможных сценария развития событий. Первый это построение мирового сообщества на принципах демократии и либеральных ценностей, по сути, продолжение "Большого модерна" с учетом мифа "вечного капитализма" и "фаустовской" культуры, пронизанной духом активизма и стремления к владычеству. Второй проект проект постмодернизации, предполагающий возникновение наднационального универсума, в социокультурном плане это коллаж или ковер ценностей, эклектическая смесь Востока и Запада, Севера и Юга, -по сути -проект принуждения к глобализму. Третий — проект гуманистического гуманизма, ориентированный на формирование многополюсного и многоликого сообщества стран, народов. Этот проект базируется на принципедиалога культур и цивилизаций,опирается на реальный процесс интернационализации, где становление экономики соединяется с формированием нового этоса и миропорядка. Понятию же гуманизма возвращается его истинный смысл человеческое измерение ценности жизни и творческих усилий личности, исходящей из существования высоких нравственных побуждений инорм 1 . Стратегии глобализации с человеческим лицом предполагают определенное соотношение духовных и материальных факторов, нравственных и утилитарных приоритетов. "Рынок наделяется поистине магическими свойствами решать все проблемы и, руководствуясь не только "целесообразностью", оправдывать любые сомнительные с нравственной точки зрения поведенческие инстинкты и нормы. Понятно, почему любой нувориш или просто стяжатель, ничем кроме кошелька или банковского счета не доказавший своего превосходства над другими, может свысока смотреть и судить тех, кто в духовном и нравственном 1 Граниглобализации.Трудные вопросысовременногоразвития.М.,2003. С. 415-417. 49 отношении вполне достоин считаться называться "развитым". Непонятно другое почему не замечают того, что сытость человека современного потребительского общества не сделала его (в массовом масштабе) в духовном и нравственном отношениивыше и лучше тех, кто не преуспел в материальном благополучии. Главное, однако, заключается в другом доводе и выводе. Поскольку ресурсы планеты действительно ограничены и, следовательно, потребительское общество нельзя признать долговечным, постольку перестраиваться, чтобы жить по средствам, нужно всем и в первую очередь потребительскому авангарду Севера"1. Стремление к достижению высокого потребительского стандарта влечет за собой расточительное потребление. Наряду с поляризацией богатства и бедности в глобальном масштабе происходят в целом важные процессы в сфере потребления. "На протяжении XX века объем мирового потребления возрос в 16 раз, причем только за вторую половину столетия -в 6 раз, но произошло это главным образом вследствие увеличения личного потребления в промышленно развитых странах. На долю богатейшей пятой части мирового населения приходится 86% всей суммы частных потребительских расходов, на долю остальных 4/5 всего 14%, в том числе на долю беднейшей пятой части ничтожные 1,3%. ...Страны,непринадлежащие "золотому миллиарду", должны были бы уже сейчас увеличить производство и потребление в 20-25 раз, чтобы сравняться с Западом; это означало бы увеличение объема мирового производства в 4-5 раз, а сучетом продолжающегося роста мирового населения и повышения уровня жизни в богатых странах и того более. Но это невозможно ввиду прогрессирующего истощения невозобновимых природных ресурсов, неприемлемого ущерба возобновимым, и неминуемой угрозы глобальной экологической катастрофы" . Приэтом рост доходов и потребления 2 Граниглобализации. С.419-420. Вебер А.Б. Социальное развитие человека: противоречия и проблемы. //К общей теории социального развития человека. Материалы постоянно действующего междисицплинарного семинарКлубаученых "Глобальный мир". Вып.2.М.52002. С. 76-77. 2 1 |