187 значительный вклад СМК в образование, здравоохранение, обогащение культур. Отметим, однако, что это вовсе не значит, что люди хотят получать только больше развлечений. М. Кастельс говорит о том, что эксперименты, которые проводились по заказу фирм мультимедиа, показали, что люди не готовы существенно увеличивать дозу развлечений. Б ы л о бы упрощением, если при анализе глобализации культуры упускались такие тенденции, как сопротивление культур унифицирующим процессам, их стремление к укреплению своей самобытности. Если говорить о СМИ, то надо выделить происходящую одновременно СМИ с по глобализационными процессами тенденцию диверсификации региональным и содержательным признакам, благодаря чему небольшие общности могут сохранять свою культуру, формировать чувство духовного единства. При этом происходит рост доли интерактивных услуг, что на приводит к переориентации потребительской активную форму, активному поиску культуры с пассивной информации, самостоятельному формированию деловой и развлекательной информации, выбору передач. В результате человек становится более свободен от того, что ему пытаются навязать производители аудиовизуальной продукции. Как следствие, потребительский рынок в культурно-информационной сфере перестает быть массовым и становится более фрагментарным. М. Кастельс считает, что в целом в Европе, так же как и Америке или Азии мультимедиа поддерживают следующими социокультурную «во-первых, ведущей к структуру, широкой характеризующуюся социальной и чертами: культурной дифференциацией, сегментации не только пользователей-зрителей, читателей-слушателей. Сообщения сегментированы по рынкам, следуя стратегиям отправителей, но также все больше диверсифицируются пользователями, захватывающими сообразно См.: Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2005. С.348. См.: Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999. С.51-52. |
53 которые усиливают общество, например, исторические ценности, популярная культура не поддерживает"1. Культурная глобализация происходит прежде всего под воздействием средств массовой коммуникации. Происходит формирование мультимедиасистемы, прежде всего усилиями бизнеса, а не правительства. Это оказывает решающее значение на характер новой электронной культуры. Прежде всего -это гигантская электронная система развлечений, несмотря на значительный вклад СМК в образование, здравоохранение, обогащение культур. Отметим, однако, что это вовсе не значит, что люди хотят получать только больше развлечений. М.Кастельс говорит о том, что эксперименты, которые проводились по заказу фирм мультимедиа, показали, что люди не готовы существенно увеличивать дозу развлечений . Было бы упрощением, если при анализе глобализации культуры упускались такие тенденции, как сопротивление культур унифицирующим процессам, их стремление к укреплению своей самобытности. Если говорить о СМИ, то надо выделить происходящую одновременно с глобализационными процессами тенденцию диверсификации СМИ по региональным и содержательным признакам, благодаря чему небольшие общности могут сохранять свою культуру, формировать чувство духовного единства. При этом происходит рост доли интерактивных услуг, что приводит к переориентации потребительской культуры с пассивной на активную форму, активному поиску информации, самостоятельному формированию деловой и развлекательной информации, выбору передач. В результате человек становится более свободен от того, что ему пытаются навязать производители продукции. Как следствие, потребительский рынок аудиовизуальной в культурно Богатырева Т.Г. Российские идентичности: образы и государство// Теория и практика культуры. Альманах.Вып.2.М., 2004. С. 2 См.:КастельсМ.Информационная"эпоха:экономика,общество икультура.М.,2000. С.348. 54 информационной сфере фрагментарным . перестает быть массовым и становится более М. Кастельс считает, что в целом в Европе, так же как и Америке или Азии мультимедиа поддерживают социокультурную структуру, характеризующуюся следующими чертами: "во-первых, широкой социальной и культурной дифференциацией, ведущей к сегментации пользователей/зрителей, читателей/слушателей. стратегиям Сообщения не только сегментированы по рынкам, следуя отправителей, но также все больше. диверсифицируются пользователями, захватывающими сообразно своим интересам преимущества интерактивных возможностей...; во-вторых ростом социальной стратификации среди пользователей. Выбор мультимедиа будет ограничен не только людьми, имеющими время и деньги для доступа, и странами с достаточным рыночным потенциалом; решающими в использовании взаимодействия для блага каждого пользователя будут культурные/образовательные различия, ...мир мультимедиа будет населен двумя различными популяциями теми, кто способен сам выбирать свои мультинаправленные цепи коммуникации, и теми, кого будут снабжать ограниченным количеством заранее "упакованных" вариантов выбора". Самая же важная черта мультимедиа состоит, по Кастельсу, в том, что "их пришествие равносильно концу разделения, даже различия между аудиовизуальными средствами и печатными средствами массовойинформации, общедоступной и высокой ^культурой, развлечениями и информацией, образованием и пропагандой. Все проявления культуры, от худших до лучших, от самых элитных до самых популярных, соединяются в этой цифровой См.: Мелюхин И.С. Информационноеобщество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999. С.51-52. |