249 жизни людей и мы имеем возможность изучить историю городских поселений. Одно из важнейших свидетельств содержит такой важнейший памятник культуры, как Книга Бытия, в которой сказано: «И пошёл Каин от л и ц а Господня; и поселился в земле Норд, на восток от Эдема. И познал Каин жену свою; и она зачала, и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох» (Бытие, 4-16,17)'"*^. Эта краткая библейская фраза, являющаяся для нас точкой отсчёта при рассмотрении вопроса о происхождении города, важна не только с историографической, но и ментальной позиции, что она живёт в памяти людей, не как факт простого названия места, а как нечто уникальное, приравненное по наличию к имени человека, подчёркивая тем самым его стремление создать благодатную почву для будущих потомков. как Это культурно-историческое возникшее явление в можно рамках рассматривать уникальное, единожды, определённого культурного ареала, например родственных отношений, а возможности культурной динамики понимаются в данном случае как эволюция города и живущих в нём людей. Существует и другой город, никогда не существовавший по преданиям на земле, но пребывающий в небесном пространстве это небесный Иерусалим, город, увиденный и описанный Иоанном Богословом. «И пришёл ко мне один из семи ангелов... и вознёс меня в духе на великую и высокую гору и показал мне великий город, Святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога» (Отк. 21). Он описывает сияющие стены, сложенные из драгоценных камней с двенадцатью воротами и надписями, и сторожами ангелами. Упоминает об улице города, которая, как «чистое золото», и о том, что в городе не видно храмов, поскольку в них нет нужды, ибо «Господь Б о г Вседержатель храм его, и агнец» (Отк.21-22). Так же сказано о чистой реке, несущей воды жизни, нисходящей от престола Бога и о том, что «Среди у л и ц ы его, и по ту и по другую сторону реки, дерево жизни,...» (Отк. 22-1, Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Ставропигиальный Иосифо-Волоцкий монастырь. 2000. С.795. Завета. Успенский |
16 Глава 1. ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. 1.1. Город как объект культурологического анализа. Стремительный рост городов и городского населения характеризуют начало третьего тысячелетия. Если столетие назад, на пороге XX века большинство жителей нашей планеты проживало в сельской местности, то в настоящее время в городах живёт более половины населения Земли. Тенденция урбанизации — это исторический процесс повышения роли городов в жизни общества, связанный с концентрацией и усилением несельскохозяйственных видов деятельности, распространением производственного, городского и образа жизни. Существенными чертами урбанизации являются сосредоточение в городах значительного политического социокультурного потенциала общества.' По мнению большинства современных исследователей, первые прото города появились на рубеже IV III тысячелетий до нашей эры на Ближнем Востоке, древнейшем районе современной цивилизации, в Месопотамии.' Обнаружение древнейших городов во многом связано с другим феноменом культуры памятниками письменности. Это дало возможность учёным высказать гипотезу о том, что город и письменность появились одновременно. Благодаря именно письменности сохранилась информация о жизни людей и мы имеем возможность изучить историю городских поселений. Одно из важнейших свидетельств содержит такой важнейший памятник культуры, как Книга Бытия, в которой сказано: "И пошёл Каин от лица Господня; и поселился в земле Нод, на восток от Эдема. И познал Каин жену свою; и она зачала, и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по ' Экология и проблемы большого города. М., 1992, -С.5. 17 имени сына своего: Енох" (Бытие, 4-16, 17) . Эта краткая библейская фраза, являющаяся для нас точкой отсчёта при рассмотрении вопроса о происхождении города, важна не только с историографической, но и ментальной позиции, что она живёт в памяти людей, не как факт простого названия места, а как нечто уникальное, приравненное по наличию к имени человека, подчёркивая тем самым его стремление создать благодатную почву для будущих потомков. Это культурно-историческое явление можно рассматривать как уникальное, возникшее единожды, в рамках определённого культурного ареала, например родственных отношений, а возможности культурной динамики понимаются в данном случае как эволюция города и живущих в нём людей. Существует и другой город, никогда не существовавший по преданиям на земле, но пребывающий в небесном пространстве — это небесный Иерусалим, город, увиденный и описанный Иоанном Богословом. "И пришёл ко мне один из семи ангелов... и вознёс меня в духе на великую и высокую гору и показал мне великий город, Святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога" (Отк. 21). Он описывает сияющие стены, сложенные из драгоценных камней с двенадцатью воротами и надписями, и сторожами ангелами. Упоминает об улице города, которая, как "чистое золото", и о том, что в городе не видно храмов, поскольку в них нет нужды, ибо "Господь Бог Вседержатель храм его, и агнец" (Отк.21 -22). Так же сказано о чистой реке, несущей воды жизни, нисходящей от престола Бога и о том, что "Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, дерево жизни,..." (Отк. 221, 2). Ангел, сошедший с небес, указал точные размеры города, измерив его золотой тростью. "Город расположен четвероугольником и длина его такая же как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны." (Отк. 22 :16). Стадия греческая греческая мера длины, равная ' Гуляев В. Древнейший город Месопотамии и Мезоамерики: общее и особенное / В. Гуляев // Город как социокультурное явление исторического процесса. -М., 1995. -С.66. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Успенский Ставропигиальный ИосифоВолоцкий монастырь. 2000. С.795. |