253 количеством произведённой на душу населения энергии и эффективностью технологических средств, при помощи которых эта энергия используется». Коротко он выражает это в формуле: Е х ТС, в которой С обозначает уровень культурного развития, Е количество энергии, потребляемой в год на душу населения, и Т степень эффективности орудий труда, используемых для извлечения и применения энергии. Таким образом, Л. Уайт сформулировал закон эволюции культуры или «Закон Уайта»: «Культура развивается по мере того, как увеличивается количество энергии, потребляемое в год на душу населения, либо по мере роста эффективности орудий труда, при помощи которых энергия».'^^ В нашем исследовании именно город представляется такой культурной энергетической системой, где согласно данным закона Уайта, имеющиеся культурные ресурсы, используются для извлечения и применения этой используется энергии для человека, определяя при этом уровень культурного развития города. Соглашаясь с этой позицией, культуролог вынужден двигаться дальше, переходя от функций города к его сущностным характеристикам, при видении которых он опирается на главный смысл городского способа жизнедеятельности горожанин людей. На наш взгляд, он выражается изолируясь от природного моделировать его в том, что искусственно темпо-ритма культурнорационально жизнедеятельности, цивилизованный способен темпо-ритм, успешно востребующий интеллектуальный потенциал. В этой связи, духовной атмосфере города присуща эмоциональная сдержанность, которая компенсируется организацией праздников, созданием больших, чем на селе возможностей приобщения к профессиональному искусству, массовым развитием художественной самодеятельности, чаще всего исполнительского типа, в White L.A. Energy and Evolution of Culture / L.A.White // The Science of Culture. N.Y., 1949. -P.363-393. |
20 промышленного потенциала и развитыми информационными технологиями, интенсивным коммуникационным обменом. Наиболее близкой к культурологическому подходу является понимание феномена "город" в социологической науке. Одним из первых к анализу этого культурного явления обратился Макс Вебер. В монографии "Город" он выделил ведущие функции города, выделяющие его из общей совокупности других населённых мест. Это: защита, управление, обмен (торговля), ремесленное производство, промышленность (в противовес хозяйственному производству) и разделение труда, приводящее к повышению эффективности общественного производства.' Культурологический подход к понятию города исходит из этимологии этого слова. Он опирается на используемый в метанаучной литературе естественно научный подход и соответствует концепции Л.Уайта, которая раскрыта в его книге "Энергия и эволюция культуры"^. Проследив историю культурного развития от начала до эпохи атомной энергетики, он выявил определённые закономерности этого развития. Л.Уайт выделяет в любой культурной системе три основных фактора: 1. Количество энергии, используемое на душу населения; 2.Эффективность технологических средств, при помощи которых эта энергия извлекается и ставится на службу человеку; 3.Объём произведённых предметов и услуг для удовлетворения потребностей человека. В итоге он приходит к выводу, что "уровень развития культуры, измеренный исходя из количества произведённых на душу населения предметов и услуг для удовлетворения потребностей человека, определяется количеством произведённой на душу населения энергии и эффективностью технологических средств, при помощи которых эта энергия используется". Коротко он выражает это в формуле: Е х ТС, в которой ' Макс Вебер. Город. / Макс Вебер. П., 1923. -С. 17. ^ White L.A. Energy and Evolution of Culture / L.A. White // The Science of Culture. N.Y., 1949. P. 363-393. 21 С обозначает уровень культурного развития, Е количество энергии, потребляемой в год на дущу населения, и Т степень эффективности орудий труда, используемых для извлечения и применения энергии. Таким образом, Л.Уайт сформулировал закон эволюции культуры или "Закон Уайта": "Культура развивается по мере того, как увеличивается количество энергии, потребляемое в год на душу населения, либо по мере роста эффективности орудий труда, при помощи которых используется энергия"' В нашем исследовании именно город представляется такой культурной энергетической системой, где согласно данным закона Уайта, имеющиеся культурные ресурсы, используются для извлечения и применения этой энергии для человека, определяя при этом уровень культурного развития города. Соглашаясь с этой позицией, культуролог вынужден двигаться дальше, переходя от функций города к его сущностным характеристикам, при видении которых он опирается на главный смысл городского способа жизнедеятельности людей. На наш взгляд, он выражается в том, что горожанин искусственно изолируясь от природного темпо-ритма жизнедеятельности, способен успешно моделировать культурно-цивилизованный темпо-ритм, востребующий его рациональноинтеллектуальный потенциал. В этой связи, духовной атмосфере города присуща эмоциональная сдержанность, которая компенсируется организацией праздников, созданием больших, чем на селе возможностей типа, приобщения к профессиональному повторяющей искусству, массовым развитием художественной самодеятельности, чаще всего исполнительского в значительной мере искусство профессионалов, пропагандируемое в средствах массовой информации. В этой связи культура города может быть определена как цивилизованный компонент духовного производства, благодаря которому развиваются технологические и социально — ' White L.A. Energy and Evolution of Culture / L.A.White // The Science of Culture. N.Y., 1949. P. 363-393. 108 1. Работая над оптимизацией модели культурной городской политики, сопровождающейся непрерывным изменением социокультурной ситуации на территориях в период реформирования вертикали власти и органов местного самоуправления, сопровождающейся экономической, политической и социальной нестабильностью, необходимо отказаться от традиционного отраслевого подхода, используемого при формировании городского бюджета. Предложены закономерности: а) естественно научный, основанный на концепции универсальной (общей) эволюции Л.Уайта, где город представляется такой культурной энергетической системой, где согласно данным Закона Уайта, имеющиеся культурные ресурсы, используются для извлечения и применения этой энергии для человека, пространства. б) социокультурный, основанный культуры на и использовании: ресурсного форм обеспечения инфраструктуры неинституциональных определяя при этом уровень культурного развития городского следующие подходы к созданию такой модели, учитывающей онтологию всеобщие основы, принципы бытия и его жизнедеятельности социума, связывающих основные этапы развития городской культурной политики; в) подход, основанный на использовании: зависимости, связывающей конечные результаты модели с "социодинамической" доктриной, которая строится на учете факта существования "циклов культуры", "динамического эффекта" изменения общества во времени и в определенном направлении, где влиять можно только на темпы развития культуры, а не на его направление. 1. Результаты экспериментального изучения процесса оптимизации остаётся модели культурной муниципальной политики показали, что разбит на две стадии: на первой (отраслевой) объём используемых материалов неизменным, на второй, вступающей в стадию внедрения в программу социально-экономического развития города, непрерывно уменьшается за счёт малого экономического эффекта ресурса городской культуры по сравнению с |