272 культуры еще в двух уровнях: отраслевом и территориальным. В последнее время в культурологии широкое употребление получило бинарное понятие «Социокультурный», что свидетельствует о назревшей потребности наук, изучающих общество, включить культуру в сферу своих теоретических интересов, и вряд ли можно сомневаться в том, что теория культуры должна пойти им навстречу, сделав предметом специального рассмотрения не только все конкретные образования, но и саму возможность и необходимость скрещения культуры и общества. Большое процессов в значение местном Она для понимания имеет только развития теория различать способы их социокультурных самоорганизации спонтанные и сообществе не (синергетика).'''^ планируемые позволяет но и процессы, находить согласования. Спонтанный процесс самопроизволен и хаотичен. Движущийся «снизу», он состоит из множества разнонаправленных действий индивидов и первичных ячеек общества. Реальной культурной жизни местного сообщества присуща слабая упорядоченность и низкая формализуемость. «В условиях патологического социокультурного кризиса именно традиционные духовные ценности принимают на себя роль аттракторов, одни из которых удерживают общество в близи хаотической области, а другие влекут его из этой опасной зоны на орбиту устойчивого движения к новому социокультурному состоянию». в культурологической литературе все многообразие индивидуальной и социальной активности в сфере культуры характеризуется категорией «социокультурная деятельность», которая обозначает различные феномены социальной и культурной жизни. Социокультурное творчество представляет собой взаимодействие личности (социальной группы, общности) и культуры. 178 Каган М.С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы / М.С. Каган // Социально-гуманитарные знания. 2000. №6. С.50. '''^ Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса / И. Пригожий, И. Стенгерс. М., 2000. -С.100-10Г Лапин П., Беляева П., Здравомыслов А., Наумова П., Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 2003. С.45-48. |
4, «^«S"искусства) и духовными свершениями человека, с его общественным сознанием и его социальной жизнью".' Рассмотренные категории и пласты культуры являются, на наш взгляд, необходимыми для решения исследовательских аспектов общеметодологического и теоретического характера. Однако, технологические аспекты городской культурной политики требуют анализа культуры еще в двух уровнях: отраслевом и территориальным. В последнее время в культурологии широкое употребление получило бинарное понятие "социокультурный", что свидетельствует о назревшей потребности наук, изучающих общество, включить культуру в сферу своих теоретических интересов, и вряд ли можно сомневаться в том, что теория культуры должна пойти им навстречу, сделав предметом специального рассмотрения не только все конкретные образования, но и саму возможность и необходимость скрещения культуры и общества. Большое значение для понимания развития социокультурных процессов в местном сообществе имеет теория самоорганизации (синергетика).^ Она позволяет не только различать спонтанные и планируемые процессы, но и находить способы их согласования. Спонтанный процесс самопроизволен и хаотичен. Движущийся "снизу", он состоит из множества разнонаправленных действий индивидов и первичных ячеек общества. Реальной культурной жизни местного сообщества присуща слабая упорядоченность и низкая именно формализуемость. "В условиях патологического социокультурного кризиса традиционные духовные ценности принимают на себя роль аттракторов, одни из которых удерживают общество в близи хаотической области, а другие ' Ястребицская А. Средневековая культура и город в новой исторической науке / А. Ястребицская. М., 1995. С. 11-12. Каган М.С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы / М.С. Каган // Социальногуманитарные знания. -2000. №6. -С.50. ' Пригожий и., Стенгерс И. Порядок из хаоса/ И. Пригожий, И.Стенгерс. М., 1996. -С.100-101. 42 влекут его из этой опасной зоны на орбиту устойчивого движения к новому социокультурному состоянию"'. в культурологической литературе все многообразие индивидуальной и социальной активности в сфере культуры характеризуется категорией "социокультурная деятельность", которая обозначает различные феномены социальной и культурной жизни. Социокультурное творчество представляет собой взаимодействие личности (социальной группы, общности) и культуры. Личность является субъектом, культура объектом. Потребности субъекта постоянно обновляются и развиваются по мере их удовлетворения. Сочетание стабильного и инновационного являются важным принципом социокультурного творчества. В этой связи необходимо представить себе ту реальность, которая должна стать предметом практической деятельности (и, прежде всего — городской культурной политики) для широкого спектра деятелей социокультурной сферы. В своём исследовании мы опираемся на работы В.В. Савельева, где он подчёркивает, "что политика, экономика и культура, если подходить к их рассмотрению с точки зрения системного подхода, являются равнозначимыми и рядоположными подсистемами общества, каждая из которых имеет относительную самостоятельность"^ К городской культурной политике, как к социально политическому явлению необходимы социокультурный и системный подход, исходящий из его многогранности, сложности и одновременно соединённости и зависимости от других большого общественных и правовых города, в явлений. управлении Это определяющий методологический принцип. Он объективен, т.е. обусловленный жизнью промышленного социокультурными государственные процессами которого должны доминировать основные аспекты управления: культурное единое пространство, лигитимность и Лапин Н., Беляева И., Здравомыслов А., Наумова И., Динамика ценностей населения реформируемой России / НЛапин, Н.Беляева, А.Здравомыслов, Н.Наумова. М., 1996. -С.45-48. ^ Иванов В., Сергеев В. Человек. Культура. Город. / В. Иванов, В.Сергеев. -М., 2002. -С. 76-78. Савельеве. Очерки прикладной культурологи: Генезис, концепция, современная практика. Часть I / В. Савельев. -М., 1993. -С.26. |