274 определены основные принципы социокультурного подхода к которым отнесены: «Принцип человека активного (homo aktivus) является исходным в социокультурном деятельности, но подходе; о н близок тем, к общефилософскому что акцентирует принципу на специфичен внимание многомерности человека как био-социо-кульутрного существа по отнощению ко всем субъектам взаимодействий; тем самым принцип homo aktivus одновременно является и принципом человеческого взаимодействия как простейшего, или родового социокультурного явления. Принцип взаимопроникновения культуры и социальности утверждает наличие этих двух измерений в любой человеческой общности, постоянную их взаимосвязь и взаимовлияние, но при этом ни одно из них не сводится к другому и не выводится из него. Принцип антропосоциетального соответствия означает совместимость личностно-поведенческих характеристик этого общества (как единства культуры и социальности), инициатив индивида (принцип открытости). Принцип социокультурного баланса означает динамическое равновесие между культурными и социальными компонентами как условие устойчивости общества; иными словами, функции, структуры и процессы общества обеспечивают балансируемое удовлетворение противоречивых потребностей, ценностей, интересов субъектов деятельности, входящих в это общество. Принцип симметрии и взаимообратимости социетальных процессов означает, что каждому процессу, воплощающему динамику общества как целостной соответствует системы и имеющему определённую направленность, парный) противоположно направленный (симметричный, процесс, а при переходе процесса из одной стадии в другую он может превращаться в свою противоположность (интеграция в дезинтеграцию и обратно). Эта попарность процессов имеет функциональную природу: одни |
43 публичность властных структур, единые законы, а главное стандарты жизни и их общая доступность.. Важное методологическое значение для исследования и практического решения процессов социокультурного городского пространства имеет вывод Э.Дюркгейма о том, что любая социальная организация является саморегулирующейся и самовоспроизводящейся.' В работе Н.И. Лапина определены основные принципы социокультурного подхода к которым отнесены: "Принцип человека активного ^ о т о aktivus) является исходным в социокультурном подходе; он близок к общефилософскому принципу деятельности, но специфичен тем, что акцентирует внимание на многомерности человека как био-социо-кульутрного существа по отнощению ко всем субъектам взаимодействий; тем самым принцип homo aktivus одновременно является и принципом человеческого взаимодействия как простейшего, или родового социокультурного явления. Принцип взаимопроникновения культуры и социальности утверждает наличие этих двух измерений в любой человеческой общности, постоянную их взаимосвязь и взаимовлияние, но при этом ни одно из них не сводится к другому и не выводится из него. Принцип антропосоциетального соответствия означает совместимость личностноповеденческих характеристик этого общества (как единства культуры и социальности), инициатив индивида (принцип открытости). Принцип социокультурного баланса означает динамическое равновесие между культурными и социальными компонентами как условие устойчивости общества; иными словами, функции, структуры и процессы общества обеспечивают балансируемое удовлетворение противоречивых потребностей, ценностей, интересов субъектов деятельности, входящих в это общество. Durkgeim Е. Soceity and Individual Consciousness //Theories of Society. -New York, 1962, -Vol. 2. -P. 720. 44 Принцип симметрии и взаимообратимости социетальных процессов означает, что каждому процессу, воплощающему динамику общества как целостной системы и имеющему определённую направленность, соответствует противоположно направленный (симметричный, парный) процесс, а при переходе процесса из одной стадии в другую он может превращаться в свою противоположность (интеграция в дезинтеграцию и обратно). Эта попарность процессов имеет функциональную природу: одни из парных процессов обеспечивают воспроизводство соответствующих структур, другие изменение. Принцип необратимости эволюции социокультурной системы как целого означает, что по мере удаления системы от точки равновесия нарушается симметрия процессов и структур, повышается вероятность бифуркации и перехода к новому, необратимому состоянию системы как целого". Опираясь на эти принципы можно представить городскую культуру, как большую самодостаточную социокультурную систему, трансформирующуюся в результате действий и взаимодействий человека. Её функции и структуры обеспечивают регулированное удовлетворение противоречивых потребностей, ценностей и интересов субъектов деятельности, входящих в эту систему, а их баланс осуществляется через совокупность социетальных процессов. Динамический аспект муниципальной системы, её структур и их взаимодействий масштабе так же реализуется в социетальных в нашем процессах, где социетальный процесс — это поле социокультурных взаимодействий в городского сообщества, имеющие исследовании направленность культурного развития города и устойчиво воспроизводящееся на определённом отрезке времени. Одновременно А.Я. Флиер, в стремлении преодолеть ведомственное отношение к проблеме культурной политики, использует термин "социокультурная деятельность", тем самым подчеркивая, что культурная их ' Лапин И. Социокультурный подход и социетальнофункциональные структуры / И. Лапин // Социс. -М., 2000.-№7.-С.132-138. > выработку 52 методологических аспектов городской культурной политики, поддержку приоритетных направлений культурной деятельности, имеющих общественную и личностную значимость; > созданию насыщенного городского пространства, как естественной среды развития личности. Один из аспектов деятельностной концепции культурной политики соотношение социального и культурного в обществе. В культуре находит выражение та сторона деятельности человека, импульсом к которой выступает не индивидуально-личностная цель, а общественно-исторический смысл, и результатом этой деятельности становятся общественно-значимые феномены. Поэтому культура выступает как развивающаяся социокультурная система и сама представляет общество. Данная закономерность входит в перечень принципов социокультрного подхода, где взаимопроникновения культуры и социальности", определено наличием этих двух измерений в любой человеческой общности, обуславливающую их постоянную их взаимосвязь и взаимовлияние, где ни одно из них не сводится к другому и не выводится из него. Вместе с тем принцип социокультурного баланса означает динамическое равновесие между культурными и социальными компонентами, как условие устойчивого развития городского социума, где его функции, структуры и процессы обеспечивают удовлетворение запросов и потребностей, ценностей и интересов населения, составляющих городское сообщество. Важной частью содержания городской культуры является осуществление определенных профессиональных функций, структурными подразделениями органов местного самоуправления, преследующих постановку конкретных целей и предполагающих их реализацию. Эта деятельность будет рассматриваться нами как объект анализа (с позиций приоритетов, целей, функций), сообществе. и как предмет практического использования в городском |