276 Рассмотрим содержание исходных понятий «социум» и «культура», как отдельные друг от друга реальности, закрепив за ними традиционный смысл, отражающий их результативные и деятельностные аспекты. Отмечая при этом, что «абсолютного отождествления культуры и социальности быть не может».'^'^ Это ярко выражено в определении культуры, данного Крёбером Клакхоном: «Культура состоит из внутренне содержащихся и внешне проявляемых норм, определяющих поведение, осваиваемое и опосредуемое при п о м о щ и символов; она возникает в результате деятельности людей, включая её воплощение в (материальных) средствах. Сущностное ядро культуры составляют традиционные (исторически сложившиеся) идеи, в первую очередь те, которым приписывается особая ценность. Культурные системы могут рассматриваться с одной стороны как результаты деятельности людей, а с другой как её регуляторы». данной формулировки, городская только неотъемлемая этого часть Согласно логике не культура и городское сообщество культурных воспроизводства но и её ценностей, и регулятор процесса, продукт, сформированный представленный через систему образования, законодательство, нравственные общепринятые нормы. Социум города как явление и предмет анализа можно представить в виде основных субъектов культуры (социальных а групп, также организаций, социальных институтов), которые являются универсальными, отношений. М ы разделяем точку зрения Э.С. Маркаряна о том что «в процессуальном плане культура есть... внебиологически выработанный способ деятельности»'^^ и она предстает как «потенциал поколений, как ныне Зимин А., Зуйков В., Мишарина И. Россия в поисках культурно-исторической и национальной самоидентификации / А. Зимин, В. Зуйков, И. Мишарина. М., 2001. -С.217. ] 87 Kroeber А., Kluckhohn С1. Culture: А Critical Review of Concepts and Definitions / A . Kroeber , CI. Kluckhohn. -New York, 1952. P. 17. 188 Маркарян Э. Теория культуры и современная наука / Э. Маркарян. М., 2000. С. 17. |
45 политика органично затрагивает "ценностно-смысловое, содержание нормативнолюбой сферы регулятивное и символико-информационное общественно-значимой деятельности людей".' Рассмотрим содержание исходных понятий "социум" и "культура", как отдельные друг от друга реальности, закрепив за ними традиционный смысл, отражающий их результативные и деятельностные аспекты. Отмечая при этом, что "абсолютного отождествления культуры и социальности быть не может". Это ярко выражено в определении культуры, данного Крёбером Клакхоном: "Культура состоит из внутренне содержащихся и внешне проявляемых норм, определяющих поведение, осваиваемое и опосредуемое при помощи символов; она возникает в результате деятельности людей, включая её воплощение в (материальных) средствах. Сущностное ядро культуры составляют традиционные (исторически сложившиеся) идеи, в первую очередь те, которым приписывается особая ценность. Культурные системы могут рассматриваться с одной стороны как результаты деятельности людей, а с другой как её регуляторы".'' Согласно логике данной формулировки, городская культура и городское сообщество не только неотъемлемая часть воспроизводства культурных ценностей, регулятор этого процесса, но и её продукт, сформированный и представленный через систему образования, законодательство, нравственные общепринятые нормы. Социум города как явление и предмет анализа можно представить в виде основных субъектов культуры (социальных фупп, организаций, институтов), которые являются универсальными, а также социальных отношений. ' Флиер А. Современная культурология: Объект, предмет, структура / А. Флиер Л Общественные науки и современность. М., -1997. -№2. -С.37-38. Зимин А., Зуйков В., Мишарина И. Россия в поисках культурно-исторической и национальной самоиндентификации / А. Зимин, В. Зуйков, И.Мишарина. -М., 2001. -С.217. ' Kroeber А., Kluckhohn С1. Culture: А Critical Review of Concepts and Definitions / A.Kroeber, Cl.KIuckhohn. -New York, 1952.-P. 17. 46 Мы разделяем точку зрения Э.С. Маркаряна о том что "в процессуальном плане культура есть... внебиологически выработанный способ деятельности"' и она предстает как "потенциал поколений, как ныне живущих, так и от нас ушедших".^ Данная позиция представляется идеальным вариантом, но сущность социума не только в приобщении человека к обществу, обеспечивая его при этом набором необходимых технологий и их исполнением, очевидно, если общество деградирует, то его технологии будут направлены именно в противоположное русло. Сущность культуры в том, что она преобразует и использует эти технологии, согласно существующим нормам и духовно нравственным ценностям, как двигатель развития города. Таким образом, понимание городского сообщества как взаимодействие культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека адекватно характеру социокультурной деятельности. Поскольку городское пространство представляет собой особый, исторически сформировавшийся способ существования социальной общности людей, специфическую форму ее самоорганизации и регулирования процессов коллективной жизнедеятельности, то городская культура в этой социальной системе играет роль механизма, выполняющего такие основные функции, как: > обобщение исторического опыта существования городского сообщества; (работа городского архива, музеев, библиотек, научно — методических центров, научно-исследовательских институтов); > аккумулирование этого опыта в виде системы ценностных по различным ориентации; (формирование банка исторических данных города, издание книг, журналов, пособий, создание художественных произведений видам искусства: театр, живопись, музыка, архитектура и т.д.); > выражение данных ориентации на различных языках социальной коммуникации и осуществления самих социально-коммуникативных связей; (проведение мониторинга и диагностики отрасли, конференций и семинаров, ' Маркарян Э. Теория культуры и современная наука / Э. Маркарян. -М., 1983. -СЛ7, Савельев В. Очерки прикладной культурологи: Генезис, концепция, современная практика. Часть I / В. Савельев. -М., 1993.-С.31. |