316 б) доминирующие ценности, реализуемые в процессе культурной политики; в) тип социально-культурной системы, которая обуславливает осуществления содержание культурной политики и в рамках которой она реализуется; г) соотношение процессов изменения и сохранения в культуре, которые реализуются на основе соответствующей культурной политики. Перечисленное выше даёт основание для следующей типологии. П о характеру взаимоотношений между государством и можно выделить две базовые модели. В первой модели, государство непосредственно и активно участвует в функционировании сферы культуры, определяя приоритеты ее развития и распределяя соответствующие ресурсы. Социально значимые с точки зрения государства виды культурной деятельности, не обладающие коммерческим потенциалом (сохранение культурного наследия, развитие искусства, воссоздание фольклора и т.п.), существуют классического на культурой в основном средства бюджетов разных уровней. Органы государственного управления имеют в своем составе разветвленные культуры. структуры, непосредственно сферы культуры занимающиеся вопросами Финансирование осуществляется преимущественно из бюджетных источников. Государство непосредственно руководит культурой, принимая решения о субсидиях, их размерах и адресности. Такая модель характерна для Германии, Франции, Австрии, Швеции. В о второй модели государство так же принимает участие в решении вопросов развития культуры, но в незначительной степени и лишь в тех случаях, когда это необходимо сфере культуры (например, законодательное обеспечение охраны памятников, регулирование правоотношений в сфере культуры и т.п.). Роль государства в финансировании культуры из бюджетов различных уровней управления невелика и сводится в основном к оказанию финансовой помощи. Ведущая роль в управлении культурными процессами делегируется государством частному предпринимательству. |
86 может работать наиболее эффективно на конкретной территории и в определённом временном пространстве. Культурологические модели могут быть реальными и идеальными. Реальные модели деятельности осуществляются по сценариям отличным от сценариев, предусмотренных идеальными моделями. Идеальные модели считаются желательными, но их не всегда придерживаются в жизни. Невозможно точно предсказать реальное поведение, исходя их идеальных норм, декларируемых группой людей"' Представляя реальные культурные модели, существующие в мировой практике, в своей работе мы представим политики на городском уровне, чтобы качестве идеальной. Изучение отечественного и зарубежного опыта культурного строительства и анализа специальной литературы показывают, что в мире функционируют различные модели культурной политики. Типологизировать их целесообразно с выделенными нами в последствии моделями культурной предложить: а) характер взаимоотношений между государством и культурой; б) доминирующие ценности, реализуемые в процессе культурной политики; в) тип социально-культурной системы, которая обуславливает содержание культурной политики и в рамках которой она реализуется; г) соотношение процессов изменения и сохранения в культуре, которые реализуются на основе соответствующей культурной политики. Перечисленное выше даёт основание для следующей типологии. По характеру взаимоотношений между государством и культурой можно выделить две базовые модели. осуществления политики. В качестве таких оснований можно реальную модель культурной сконструировать её в последствии ' Хонигман Дж. Понятия / Дж. Хонигман // Личность. Культура. Этнос. -М., 2001. -С.54-55. 87 В первой модели, государство непосредственно и активно участвует в функционировании сферы культуры, определяя приоритеты ее развития и распределяя соответствующие ресурсы. Социально значимые с точки зрения государства виды культурной деятельности, не обладающие коммерческим потенциалом (сохранение культурного наследия, развитие классического искусства, воссоздание фольклора и т.п.), существуют в основном на средства бюджетов разных уровней. Органы государственного управления имеют в своем составе разветвленные структуры, непосредственно занимающиеся вопросами культуры. Финансирование сферы культуры осуществляется преимущественно из бюджетных источников. Государство непосредственно руководит культурой, принимая рещения о субсидиях, их размерах и адресности. Такая модель характерна для Германии, Франции, Австрии, Швеции. Во второй модели государство так же принимает участие в решении вопросов развития культуры, но в незначительной степени и лишь в тех случаях, когда это необходимо сфере культуры (например, законодательное обеспечение охраны памятников, регулирование правоотношений в сфере культуры и т.п.). Роль государства в финансировании культуры из бюджетов различных уровней управления невелика и сводится в основном к оказанию финансовой помощи. Ведущая роль в управлении культурными процессами делегируется государством частному предпринимательству, неправительственным и общественным структурам, различным фондам и некоммерческим организациям, существующим на средства частных лиц и предприятий. Государственный аппарат, курирующий проблемы культуры , сводится до минимума. Такой тип взаимоотношений между государством и сферой культуры получил наиболее полное Финляндии. Рассмотрев типологию существующих моделей культурной политики, в зависимости от доминирующих ценностей общественной идеологии выделим воплощение в США, Англии, |