43 вызываемых высокой плотностью заселения помещений. На фазе производства человека как члена общества потребление все больше теряет свой утилитарный характер. Оно направляется на обеспечение места в разных общественных структурах, на символическое обозначение своей принадлежности к той или иной группе или слою. В результате в структуре потребления символов». все более заметное место начинает играть производство Значит, меняются требования к товарам и услугам культуры. Для становления человека как личности требуются удовлетворяющие его потребности товары культуры. И в процессе развития человека как члена общества потребление опирается на качественно обеспеченные места в разных культурно-досуговых структурах, на символическое обозначение своей принадлежности. Потребление символов (товаров культуры) сильно колеблется, поскольку любое общество социально неоднородно (потребление на уровне высоких духовных стандартов и просто выживания). Такое потребление товаров культуры является лакмусовой бумагой отражающей уровень благосостояния страны. Богатые тратят деньги на производство своей идентичности, а бедные на свое физическое воспроизводство. Когда ученые начали заниматься проблемой потребностей и потребления, то эти понятия рассматривались с точки зрения экономики, эта тема была монополией экономики. Н о в X I X веке уже были заложены подходы к изучению индивидуального потребления. Первые попытки такой теории были выдвинуты К. Марксом о товарном фетишизме, посредством которой он сформулировал закон возвышения потребностей по мере их удовлетворения. Американец Т. Веблен в конце X I X века предложил теорию показного (престижного) потребления: «...возникает демонстративное потребление. Это потребление можно наблюдать в его наиболее явном виде в ношении ливрейных нарядов или создании просторных помещений для В.И. Ильин «Социальное неравенство». М. Институт Социологии, 2006. С.21. |
18 Риски общественного развития связаны во многом с тем, что потребительские предпочтения могут стать серьезным фактором расслоения общества по уровню доходов и, как следствие по уровню жизни. В.И.Ильин пишет: "Рост общественного производства параллельно с гуманизацией системы распределения ведет к росту доходов все возрастающей части населения общества, к их превышению над прожиточным минимумом, обеспечивающим лишь животное воспроизводство человека. По мере удаления доходов от этой черты, потребление приобретает собственно человеческий характер и направляется не на подготовку к завтрашнему рабочему дню, а на собственное развитие, самосовершенствование или просто получение удовольствий, на поддержание своих различных позиций в обществе. На это стадии человек потребляет и живет уже не для работодателя, а для себя, своих родных и близких. Он воспроизводит себя не как работника, а как человека, включенного во множество общественных связей. На этой стадии радикально меняются и требуемые предметы потребления и услуги. Для производства человека как живого существа требуются товары, удовлетворяющие первичные потребности. Соответственно товары оцениваются именно с точки зрения этой функции "хорошая" пища та, которая сытная-, "хорошая" одежда та, которая хорошо защищает от холода, сырости, жары, "хорошее" жилье то, которое обеспечивает защиту от внешних атмосферных воздействий и стрессов, вызываемых высокой плотностью заселения помещений.На фазе производства человека как члена общества потребление все больше теряет свой утилитарный характер. Оно направляется на обеспечение места в разных общественных структурах, на символическое обозначение своей принадлежности к той или иной группе или слою. В результате в структуре потребления все более заметное место начинает играть производство символов" . Значит меняются требования к товарам и услугам культуры. Для становления человека как личности требуются удовлетворяющие его потребности товары культуры. И в 1 1 ИльинВ.И.Социальноенеравенство.М.,2001.С.21. 19 процессе развития человека как члена общества потребление опирается на качественно обеспеченные места в разных культурно-досуговых структурах, на символическое обозначение своей принадлежности. Потребление символов (товаров культуры) сильно колеблется, поскольку любое общество социально неоднородно (потребление науровне высоких стандартов и просто выживание). Такое потребление товаров культуры является лакмусовой бумагой отражающей уровень благосостояния страны. Богатые тратят деньги на производство своей идентичности, а бедные на свое физическое воспроизводство. Российское общество далеко от изобилия, остро стоят задачи борьбы с бедностью. Рассматривая динамику структуры потребительского сектора в России в аспекте сферы бесплатных услуг, финансируемых за счет федерального, региональных, местных бюджетов, мы должны с сожалением констатировать, что объем платных услуг населению сократился с 1991 по 1995 гг. почти в 4 раза и находится практически в состоянии стагнации. Тем не менее в определенных сегментах общества, где люди достигли высоких стандартов потребления, наблюдается развитие потребительских процессов согласно западной логике. Рассматривая ключевые направления инновационного обновления убедительно показывают потребительского сектора в России, ученые "необходимость гуманизации и высокую социально-экономическую эффективность достижений инноваций, первоочередного использования современного технологического переворота для повышения уровня и качества жизни населения страны, перенесшего тяжелые потери за время антисоциальных реформ и кризиса 90-х годов, для действительной реализации записанной в Конституции страны основополагающей нормы о Российской Федерации какосоциальном государстве"1. КузыкБ.Н.,ЯковецЮ.В.Россия 2050: Стратегияинновационногопрорыва.М.,2004. С.320. 1 |